ssgen (ssgen) wrote,
ssgen
ssgen

Categories:

Я могу всё

Добавлю монетку в копилку интервью с креативными людьми города Челябинска. С Леной Рубцовой я постоянно работаю уже больше года, вы наверняка видели её работу визажиста на многих из моих фотосессий. На самом деле, конечно, она не только (и не столько) визажист - не думаю, что смогу припомнить более разностороннего и креативного человека из тех, кого я знаю. В её послужном списке - театр моды "Валькирия", фотостудия "Альтер Эго", теперь вот мастерская образов "Грани".



Как ты себя определяешь?

Творец [улыбается]. Я пока не пришла к выводу, кто я. Потому что в какой-то момент мне хочется рисовать, причём рисовать на лицах людей, и тогда меня называют визажистом. Когда я беру в руки аэрограф, я становлюсь художником. Когда занимаюсь лепкой, чувствую себя скульптором.

У тебя очень широкие интересы. Что ты ещё умеешь?

Всё. В меня в своё время вложили мысль, которая формировалась на протяжении нескольких лет, что я могу всё. Что из любой ситуации можно найти выход. Если не хватает каких-то навыков, то нужно приобрести эти навыки - главное знать, где их взять. Я могу быть менджером проектов, могу быть руководителем, могу руками что-то делать, рисовать, танцевать. Я в своё время лет десять занималась в танцевальном коллективе. Художку закончила. Чтецом была на различных конкурсах. В университете была старостой. А потом с появлением студии появился макияж, создание образов. А для создания образов всегда не хватало каких-то навыков, скажем, нужно сшить что-то - садишься и шьёшь. Потом пошла тема с пластическим гримом, который позволяет делать образы интереснее, ярче, круче. Потом пришлось осваивать причёски, ну так далее. Я не могу сказать, что умею всё, но вот даже и сейчас, работая со скульпторами и художниками, я осваиваю что-то новое. Лепку, скульптуру, работу с гипсом, формовки.

[2]

А как это началось? Когда у тебя появились творческие наклонности?

Мне с детства нравилось рисовать, но мама меня отвела в хореографический зал, и я начала заниматься танцами. А потом я увидела, как здорово рисует девочка, которая училась в моем классе, и выяснила у неё, что она занимается в художке. Я тоже стала у мамы проситься в художку, а она говорит - мне некогда тебя туда водить, но если сильно хочешь, иди сама. Я сходила, договорилась, и я даже помню своё первое занятие. Когда я пришла, моего преподавателя, которого мне определили, не было, там была другая тётенька. Она говорит - садись, рисуй. Выдала мне мольберт, лист бумаги, все необходимые принадлежности. Но при этом не объяснила, как нужно рисовать. А у мольберта угол наклона был неудобный, я промучилась часа полтора. Нарисовать надо было натюрморт - гроздь рябины. Упорно пересчитав и перерисовав все ягодки, я решила ещё каждую из них обвести кисточкой. В общем, это было своеобразным испытанием, этот рисунок я не забуду никогда.

В результате я не бросила это занятие, преподаватель постепенно начал мне всё объяснять. До этого все рисунки, которые я рисовала, состояли просто из контура, а закрашено было всего процентов 20 площади листа. И помню такой момент - я шла домой, была весна, и проморгавшись, я увидела, что вообще-то мир полностью состоит из красоок, белого цвета практически нет. Все предметы состоят как бы из мазков, накладывающихся друг на друга. Я очень хорошо увидела траву, что она состоит из светлых и тёмных мазков, и таким образом создаётся объём, пространство. И тогда моя жизнь изменилась, я начала писать.

А потом пошли другие сферы, которые мне нравятся. Увидев у кого-то заколку из бисера, я начала выяснять, как это сделать, просто садилась и пыталась что-то сделать из проволоки и бисера. Меня в школе называли понтовщицей, потому что я ходила вся такая с цветочками в волосах, причём наплела разных цветов и оттенков, под разную одежду.

Макияж ты освоила с появлением фотостудии?

Нет, макияж появился раньше. Когда я поступила в универ и начала заниматься в театре моды "Валькирия", у нас были занятия по визажу. И как-то раз мы не успевали накрасить несколько девочек перед выходом на сцену, я просто взяла косметику и начала делать макияж. И мне сказали - о, как красиво, тебе надо стать визажистом. И я стала, хотя нигде не училась. Просто смотрела и делала так же, потом стала повторять по картинкам. И после этого, когда уже пришло чувство и ощущение образа, появилась понимание того, что можно отойти от стандартов и красить совсем по другому. Это даёт определенную свободу. Сейчас я наблюдаю работу некоторых визажистов, им очень сложно перестроиться с той академической школы, которую им дали. А так как у меня нет этой школы, мне гораздо проще выйти за рамки. Но при этом я понимаю, что каких-то знаний мне тоже не хватает.

Сколько образов ты сделала?

Никогда не задумывалась над этим вопросом. Может быть, сотни. Я никогда не считаю.

[3]

Студия "Альтер Эго" - что это был за проект?

Я тогда начала заниматься рекламой и работать в рекламном агентстве [АН-2], и одновременно с этим занималась в театре моды "Валькирия". Мы решили делать образные фотосессии на базе театра моды - там и модели, и я была в качестве визажиста и организатора съемок. И первая съёмка, которая у нас была - это образ валькирии. Мы начали искать фотографов, обратились к ребятам из фотошколы ЮУрГУ. Заинтересовались на тот момент два человека - один из них Никита Тарасов, который впоследствии стал фотографом "Альтер Эго".

И вот как все ниточки переплелись - единственная подходящая студия, которую мы нашли для своих съемок - и недалеко, и свободно, и на выгодных условиях - это как раз то помещение на Энтузиастов. Студия так же и называлась, но была совсем нераскрученная, хозяин сам фотограф, снимал сам и периодически сдавал её в аренду. А потом я увидела объявление, что он продаёт студию всвязи с переездом в другой город. Я говорю об этом директору нашего рекламного агентства, руководителю "Валькирии", и всё, мы её приобрели и начали развивать дальше. Название сначала хотели изменить, но потом поняли, что именно это название нам очень близко - ведь "alter ego" означает "второе я", то есть именно то, чем мы занимались - перевоплощение, создание образа.

К сожалению, в январе месяце нам пришлось закрыть студию, а проект "Альтер Эго" перетрансформировался в мастерскую образов "Грани". То есть мы решили в первую очередь сконцентрироваться не на развитии студии, а на создании образов.

Каким образом появился интерес к пластическому гриму?

В ноябре-декабре позапрошлого года фотошкола ЮУрГУ организовывала мастер-класс питерского фотографа Андрея Кеззина, и меня пригласили туда в качестве визажиста. А у Кеззина большинство работ сделано с применением пластического грима. Как потом выяснилось, это единственный фотограф, который умеет фотографировать именно пластический грим - то есть выстраивает свет так, чтобы какие-то косяки скрыть, а достоинства наилучшим образом преподнести.

Я написала ему - что-то подобное планируется и в Челябинске? Он говорит - нет. Для этого мастер-класса просто взяли двух девочек-моделей, одели в шубы, сделали им ровный тон на лицо и белые реснички, как будто они замёрзли. Но в процессе я выспрашивала, откуда на его работах такие яркие образы. Он говорит - так их делает мой друг Денис Райков, который занимается пластическим гримом. После Нового года я списалась с Райковым, но у него обучение проходит всего раз в год, может быть, поэтому мне пришлось ждать несколько месяцев, пока не пришло приглашение на курсы. В этот день, помню, работы у меня больше не было, потому что думать больше я не могла ни о чём. Сразу же внезапным образом нашлись деньги, а поскольку я окончила туризм, могу себе любой маршрут простроить полностью. То есть я просто собралась и поехала в Питер. Там я провела дней десять, а вернувшись сюда, поняла, что у меня нету ничего - ни материалов, ни принадлежностей. И постепенно начала выделять некоторые суммы для того, чтобы купить расходники - про силикон я тогда вообще не думала, начинала с протезного желатина.

И потом я узнаю, что у нас в Челябинске есть ещё люди, которые в теме. Это Кирилл Кириллов, я узнала о его существовании из газет и разных интервью. В какой-то момент Кирилл мне пишет, что хотел бы познакомиться и пообщаться, попросил помочь именно с художественной точки зрения - раскрасить руку, которую он отлил. В итоге мы с ним пообщались и договорились, что будем помогать друг другу материалами, в заказах, в работе. А потом он уехал учиться у Потеряева в Новосибирске. На самом деле у нас в стране пластическому гриму обучают в Питере, Москве и Новосибирске. И всё. Недавно был конкурс, на котором иностранные члены жюри были удивлены, насколько в России не развита эта сфера, но при этом работы имеют уровень, вполне достойный заграничных пластических гримёров.

То есть получается, что в Челябинске пластическим гримом владетее только вы с Кирилловым?

Нет. Кирилл как-то попросил меня помочь с пластическим гримом на фестивале, и там познакомил с Янной. Янна спрашивает - это случайно не та Лена, которая училась у Райкова? В  итоге получается, что все мы заочно знали о существовании друг друга. Кириллова вообще в Питере хорошо знают, потому что он не оставляет без коммента ни одну запись Райкова, то есть он очень внимательно следит за всеми нововведениями. Кстати, на том фестивале и была наша первая совместная работа - Берия. Пока Янна клеила ему волосы, я лепила нос.

[4]

Сначала совместная работа у нас была спонтанной, на уровне "если можешь помочь, приходи". А первая наша организованная работа - это воркшоп "Викинги" в декабре прошлого года. Перед этим я два месяца проработала в Кургане с ребятами-скульпторами, и всё это время они меня всячески просвещали. Как, ты не знаешь того-то об истории Руси? Всё, на следующий день слушаем аудиокнигу Гумилёва. И вот в какой-то момент они мне показали сериал "Викинги", и мне настолько захотелось воплотить эти образы, потому что они такие яркие, колоритные, интересные.

После того, как я затеяла этот воркшоп, мне начали звонить и писать люди, которым была интересна тема пластического грима. Кроме Кирилла, я привлекла к воркшопу Янну, когда возникла потребность работы с бородами. Тамерлана [Александра Киуру] попросила сделать шлемы с крылышками, чтобы дополнить валькирийные образы. И вот вчетвером мы на этом проекте сработали. А после этого поняли, что надо пообщаться, просто сесть и поговорить. Тогда мы сели в кафешке, и зависли там на 4-5 часов. Кафе уже закрывается, а у нас ещё столько тем для разговоров.

[5]
[Марксистский кружок Первая сходка мастерской образов "Грани"; слева направо: Янна Валерьева, Кирилл Кириллов, Александр Киуру, Елена Рубцова"]

Потом, когда уже студия закрылась, я задумалась - а куда дальше? И поняла, что вот именно в направлении пластического грима я всё это время шла, неосознанно тянулась к этому. И притянулись такие же люди, безбашенные. Идею об объединении нам подкинул Виктор Маркунасов - в одиночку работать тяжелее, а вместе вы можете создать гораздо больше. Мы задумались - и правда, а почему бы и нет.

Почему именно "Грани", у кого возникла идея такого названия?

Я сначала хотела оставить "Альтер Эго", просто переориентировавшись с фотографии на создание образов, и на примере этого слова пыталась объяснить, что человек многогранен, и в зависимости от того, какой гранью он поворачивается, эту грань люди и наблюдают, и у них вызывает удивление, когда они видят человека с другой стороны. И в этот момент ко всем одновременно приходит одно и то название - "Грани!".

И мы, наверное, не случайно назвались "гранями". У каждого со временем определилась своя специализация, своя "граненность". Мы все в принципе обладаем определенными навыками. Кроме Тамерлана - он скорее бутафор, ну то есть изготовитель всяких штук. То есть в пластическом гриме нас трое. При этом у нас разные школы, то есть все трое обучались у разных преподавателей. Это с одной стороны плюс, с другой стороны минус. Но я вижу в этом больше плюсов. У Янны пошла работа с пластиком и волосом. Кроме того, у неё есть навыки визажа, мы с ней прекрасно срабатываемся в этом, но ей как-то больше причёски достаются, бороды, усы, парики, всякие волосяные штуки. У Кирилла больше навыков и знаний в химической области, в лепке. А у меня больше идёт работа  с гипсом, со слепками, какими-то большими формами.

Это скорее формальное объединение или скорее неформальное?

Наверное, сейчас пока больше неформальное. Потому что мы это обозначили, дали название, но чтобы это стало формальным, нужно проделать большую менеджерскую, организационную, финансовую работу. По студии я знаю, что заморочек много.

Если у Кирилла на протяжении долгого времени это занятие является хобби, на котором он отводит душу, при этом у него есть постоянная работа, то Янна уже давно, года два, работает на фрилансе визажистом и пластическим гримёром. У Тамерлана бутафория - тоже основное занятие. И у меня теперь это стало основным. Но при этом мы не держим друг друга - все понимают, что у каждого есть какие-то свои дела, семья. Но если есть какие-то проекты, то мы можем сидеть здесь сутками. То есть, наверное, это уже часть жизни.

Какова востребованность того, что вы делаете, именно в Челябинске?

Я была очень удивлена тем, какому количеству людей необходима наша продукция. Это не только косплееры, хотя они, конечно, в большинстве - которые в теме и понимают, что это и зачем это делается, и которым это нужно для создания образов. Например, эльфийские ушки, которые они не могут сделать, можем сделать мы, и их не нужно заказывать по всей России. Актёры, которым нужны, допустим, бороды. Даже просто люди, которые задействованы в каких-то шоу, и которым нужно перевоплотиться и поставить на этом номер. Был один человек, которому нужен был образ брутального бородатого мужика для славянской свадьбы, он тоже обратился к нам. Был человек, который познакомился с дамой преклонного возраста и ему нужно было "состариться" лет на 10-15. Мы ему помогли в этом.

То есть люди приходят совершенно разные. Кто-то хочет кого-то разыграть, кто-то просто перевоплотиться. Вот был проект, когда пришёл человек и сказал, что хочет поздравить своих сотрудников в образе президента Линкольна и разослать приглашения с изображением доллара, но чтобы на фотографии был он. То есть чтобы он был похож на себя, но при этом был Линкольном. С этой задачей мы справились, хотя портретный грим - это вообще очень тяжело. Был новогодний проект, когда мы делали дедов морозов, нужно было сделать 5-6 образов, при этом три из них с силиконовыми накладками. Причём это нужно было сделать в Челябинске, и на следующий день - в Магнитогорске. Или вот ещё был заказ на пальчики-флэшки - человек захотел разыграть своих друзей и подарил им по "отрубленному" пальчику в стаканчике, ещё "крови" туда добавил.

[6]

Ваша последняя работа, Кэрриган, стала настоящей бомбой на фестивале Koisuru. Как это было?

После того, как мы все сработались на проекте "Викинги", мне позвонил Кирилл и сказал, что есть клёвый проект, где можно хорошо поработать. Точнее, потом выяснилось, что эта девушка сначала обратилась к Тамерлану, тот посмотрел на фотографии и сказал, что может сделать только крылья, а с силиконом отправил к Кириллу. Кирилл, посмотрев на фотографии, позвонил мне и сказал, что один за это не возьмётся - если вместе, тогда будем делать. Я посмотрела и сказала, что тут работы такой объем, что непонятно, потянем ли мы его вообще. Но уже стало интересно попробовать свои силы. И так мы начали постепенно делать, формовали эту девушку очень тяжело - технология известна, мы слепки снимали много раз, но именно такого масштаба, когда нужно отформовать все части тела, то есть полностью человека в гипсе - такого объема у нас пока ещё не было. И вот два дня мы в гипсе по локоть, уляпали всю мастерскую, потом долго её убирали. После этого долго шла обработка слепков, подгонка, и в итоге всё равно выяснилось, что девушка похудела, и все накладки, которые мы сделали, пришлось в срочном порядке уменьшать, приклеивать, подрезать прямо на ней. Два с половиной месяца это тянулось, но основная работа шла в течение последних полутора недель, тут уже пришлось очень сильно сконцентрироваться и не спать несколько суток, но в конце концов Кэрриган вышла на сцену.

На следующий день захожу вконтакт, в группу фестиваля, и вижу впечатления, эмоции людей. И в целом складывается впечатление, что фурор всё-таки произведен. Мне начали скидывать ссылки на предшествующие косплеи Кэрриган, не только в России, но и за границей, и все говорят, что это очень хороший уровень, не челябинский, что нам надо с Кэрриган дальше продолжать работать - сделать хорошую фотосессию, разослать фотографии, в том числе и создателям игры.

[7]

Заказы заказами, а вот делаете ли вы что-нибудь чисто для себя, для души?

Был у нас заказ от одного клуба - они потом от заказа отказались, но мы в процессе общения узнали, что на 14 февраля они будут проводить "антивалентиновскую" вечеринку, причём это совсем недалеко от нас. Ну и мы решили тоже туда пойти, в образах. Я в этот вечер заехала за Кириллом - паркуюсь на остановке, звоню ему, чтобы выходил. Кирилл очень эффектно появился - уже темно, светят фонари, и тут идёт такое чудо в развевающемся плаще и в шляпе. Он подходит и я понимаю, что у него чисто белые линзы в глазах. Там рядом ещё одна машина стояла - так чувак, который в ней сидел, чуть ли не перекрестился.

В общем, собрались в мастерской, накрасились и перевоплотились, Кириллу сделали половину лица обожженную, мне кое-как в первый раз вставили линзы в глаза. Приходим в клуб - нас охрана не пускает. Звоним арт-директору, он охране: "Ребята, пропустите". Я подхожу к бару, пытаюсь заказать и понимаю, что меня не видят. Я в линзах, с ярким мэйкапом, с рожками - вся такая Лилит. Но все визжат и смотрят куда-то за меня. Я оборачиваюсь и вижу Кирилла, который просто стоит в плаще и шляпе, в белых линзах и с обожженным лицом, а его облепили все фотографы, которые там были. Мы с Янной красились и выпендривались, а на нас никто не обращает внимания. Ну, а потом все отошли от шока и нас тоже заметили.

И всё-таки, каково в вашем деле соотношение коммерческого и некоммерческого?

Чисто за себя могу сказать - где-то 70/30. 70 - это для души. Я бы, наверное, в принципе не делала то, что мне не нравится. Да, материальное важно, и средства к существованию нужно где-то брать. И потом, все материалы, которые мы используем, достаточно специфичны, и просчитав эти затраты и работу, мы сейчас определили прайс, по которому работаем. Но то, что я "живу в мастерской", наверное, о многом говорит.

Что эта работа даёт в плане развития?

Когда лепишь руку, понимаешь, что тебе её нужно отлить в гипсе. То есть это скульптура, а поскольку мы не скульпторы, многому приходится учиться на ходу. Анатомия человека. В портретном гриме - раскрасить так, чтобы было максимально похоже. Получаешь опыт художественный, скульптурный, химический, практический. В любом случае идёт развитие. Когда появляются какие-то проекты и понимаешь, что тебе чего-то не хватает, этот опыт нужно быстро добрать, чтобы получился результат, который тебе интересен. Уже в процессе начинаешь понимать, чего тебе не хватает. То есть процесс интереснее, но результат тоже интересен. Но при этом я не всегда могу сказать, какой результат получится - я могу это понять только в процессе.

[8]

Наверняка у вас есть какие-то области, где ваших граней не хватает. Сотрудничаете с кем-нибудь?

Конечно, мы открыты к сотрудничеству, мы открыты к творческим людям. Ну вот, допустим, когда на костюме надо было исправить какую-то деталь и мы понимали, что у нас нет на это времени, Янна привела девушку, мы поговорили-пообщались, она поняла задачу и выполнила её. Или когда нам не хватало париков для дедов морозов, мы нашли постижорный цех. Если не хватает костюмов, мы обращаемся в театры. Причём если у меня есть завязки с драмой, то у Янны это "Манекен", а у Кирилла - оперный. Это на самом деле очень удобно, что мы вместе, но при этом у каждого есть какие-то свои завязки. Когда нам нужна электроника, Янна приглашает своего знакомого, который может нам помочь в этом.

У меня есть теория - я притягиваю людей, с которыми мне суждено встретиться, что-ли. То есть я не случайно встречаюсь с опредёленными людьми. В городе тысячи людей, с которыми можно встретиться и пообщаться. Но при этом получается так, что встречаются именно те люди, от которых я могу что-то взять, либо которые могут что-то взять от меня. Это постоянно происходит - я уже просто уверена, что люди, появляющиеся в моей жизни, появляются не случайно. И допустим, что такой душевный порыв в сторону пластического грима тоже произошёл не случайно - появились люди, которые как-то повлияли на это, поспособствовали. Тот же Кеззин, который вывел на Райкова, от которого я узнала о Кириллове, который познакомил меня с Янной. Ещё  в моей жизни играет большую роль Катя, руководитель театра моды "Валькирия" - она меня в своё время познакомила с Виктором Маркунасовым.

Ты до сих пор преподаёшь дефиле в театре моды?

Да, я от этого никуда не денусь. Преподавательская деятельность и раскрытие людей через образы - это так и будет тянуться всю жизнь. Приходят девочки, на которых я смотрю и вижу, что им трудно реализоваться в жизни. Но потом через опредёленные навыки, через ощущение себя, они начинают расправлять крылья - смотришь потом на них через некоторое время, так приятно.

[9]

Какова роль креатива в мире глобальной стандартизации?

Я вообще против массовости, потому что всё-таки образ - понятие индивидуальное. Это ведь всё для человека, а человек по сути индивидуален. То есть любая вещь, которая нами делается, делается под какого-то конкретного человека. Массово мы начали делать только пальчики, и то только потому, что остаётся силикон, который жалко выбрасывать. Но это всё не то, и поэтому они лежат, и никто ими не занимается.

О развитии пластического грима в Челябинске вы пока не задумываетесь?

Нет, почему. У нас уже возникали идеи про мастерклассы. Потому что всех ушек мы не переделаем, но можем по крайней мере научить, как их делать - дать какие-то простейшие технологии и научить делать то, что люди смогут делать сами. Потому что то, чем мы сейчас занимаемся, на том уровне, на котором мы это делаем, в обычных домашних условиях повторить очень тяжело.

Никогда не хотелось уехать туда, где больше возможностей?

Почему, допустим, я не поехала в своё время в Москву, я ведь в принципе очень свободна в плане выбора вообще, в жизни даже. Могу вообще спокойно уехать в другой город и работать там, или на какой-то проект взять и поехать. Там реализоваться как личность, которая заявит о себе, можно гораздо лучше, но мне как-то ближе Челябинск - здесь очень мало того, что мы делаем, поэтому гораздо проще взрывать и ломать какие-то стереотипы. Точнее, в Москве и Питере к этому уже привыкли, а здесь в Челябинске, так как у нас этого нет, можно добиться гораздо большего, получить тот самый вау-эффект. Миссия - взорвать Челябинск. Иногда хочется сделать что-нибудь глобальное до безумия. Новый воркшоп, который мы планируем, действительно будет глобальным, потому что делать неглобальные вещи у нас как-то не получается.

[10]
Tags: интервью
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments