ssgen (ssgen) wrote,
ssgen
ssgen

Categories:

Челябинский метрополитен, часть 3

В конце 2009 года специализированные организации перенесли трамвайные пути и инженерные сети, идёт прокладка объездной дороги, восстановление дорожного покрытия. Все эти работы позволят в ближайшее время начать строительство платформы станции, вестибюлей №1 и №2, а также технических помещений станции «Комсомольская площадь». Чтобы увеличить темпы строительства, привлечена дополнительная высокотехнологичная техника. К строительству станции метро «Комсомольская площадь» привлечены специалисты из Москвы, Перми и Екатеринбурга. По планам нового руководства ОАО «Челябметрострой» строительство всего станционного комплекса с восстановлением проезжей части проспекта имени В.И. Ленина будет завершено к концу 2011 года. Строительство станции «Комсомольская площадь» началось с 1992 года. Именно с этого времени начались проектные и строительные работы по переносу коммуникаций, которые мешали строительству. Задолго до начала выполнения земляных работ было установлено шпунтовое ограждение с северной стороны будущего котлована станции «Комсомольская площадь». В 2007 году котлован станции был готов (рис. 2.60).

Необходимо обратить внимание, что за этой подпорной стенкой котлована находится шпунтовое ограждение, которое изменило режим грунтовых вод. С северной стороны, где находятся жилые дома по проспекту им. В.И. Ленина от улицы Грибоедова до улицы Горького. Причиной возникновения трещин, появившихся в стене дома № 20 по проспекту им. В.И. Ленина от цоколя до карниза (рис. 2.61, 2.62), является поднятие грунтовой воды с северной стороны станции «Комсомольская площадь». [...]


[Рис. 2.61-2.62. Дом №20 по пр. Ленина, трещины карниза и цокольной части дома]

При анализе высотных отметок поверхности земли видно, что самое низкое место - это пойма реки Игуменка. Во время грозовых ливней вода с запада от станции «Площадь Революции» и с востока от улицы Горького пойдёт в самое опасное место строительства тоннелей метро - в районе русла реки Игуменка.  [...] Все горные породы, которые находятся в пойме реки Игуменка, имеют очень высокий коэффициент фильтрации, что приводит к значительному поглощению грунтами внешних ливневых стоков и увеличивают опасность проходки тоннелей из-за слабой устойчивости свода и лба забоя, что значительно повышает опасность при небольшой глубине заложения возможность вывала до поверхности.

Проходческий комплекс «Ловат» находится на глубине 6 метров перед улицей «Артиллерийская» уже около двух лет в этих сложных инженерно-геологических и гидрогеологических условиях.

Какие опасные процессы могут произойти на этом месте:

1) Может произойти серьёзный провал дороги на пересечении проспекта им. В.И. Ленина и улицей Артилерийская, как например произошёл провал дороги в результате подмыва грунта 2.04.09 г. в 9 ч 30 мин на Изюмской улице в Южном Бутове города Москвы, который поглотил 4 автомашины, в том числе и КамАЗ. Другой пример, который произошёл в Мексике при строительстве метрополитена в сложных инженерно-геологических и гидрогеологических условиях это мощный обвал грунта вдоль трассы метро.

2) Может произойти нарушение конструкций жилого дома №26 по проспекту им. В.И. Ленина. Как в 2003 году произошло разрушение нескольких зданий в Шанхае (Китай) или в марте 2009 года произошло обрушение здания исторического музея в городе Кёльне Германии. Причина в результате неконтролируемого вывала грунта при строительстве метрополитена и в образовавшуюся пустоту произошел вывал грунта из-под фундамента зданий.

Эта трещина пока не опасна для дома, но она показывает податливость основания фундамента дома. Пока на этом опасном пути проходческого комплекса «Ловат» от ПК53+50 до ПК56 нет никаких опасных подвижек грунта, так как сам комплекс стоит уже второй год перед улицей «Артиллерийская» без движения вперёд.

Станция метрополитена «Площадь Революции»

Станция метрополитена «Площадь Революции» - станция пускового участка первой очереди Челябинского метрополитена. Открытие станции было запланировано в 2012 году. Станция глубокого заложения, пилонного типа. Облик станции решён в историческом плане, что подчеркивают большие пилоны и арки (архитектор Александров Е.В.).

Станция находится в центре города под проспектом им. В.И. Ленина между улицами Цвилинга и Свободы (рис. 2.65-2.67). Станция войдёт в состав важных транспортных узлов на площади Революции и около универмага Детский мир. Кроме того, станция будет пересадочной: с неё будет осуществляться переход на третью линию. Проектирование станции шло с учетом пространства наверху. Первоначально станция располагалась непосредственно на Площади Революции, на глубине 25-30 м (см. рис. 2.65). С входами на станции. С западной стороны - улица Воровского, где находится полукруглое здание, а с восточной стороны - подземный переход по улице Цвилинга.

Значительно позднее станцию метрополитена «Площадь Революции» перенесли в центре города между улицами Свободы и Цвилинга. Станция глубокого заложения. Входы на станцию с той и другой стороны будут эскалаторными с выходом в сторону Детского мира (рис. 2.68) и улицы Цвилинга (рис. 2.69).

По плану управления «Челябметротрансстрой» 2005 года, который был согласован с комиссией Федерального казначейства, с 2006 года начинается строительство станции «Площадь Революции», проходка перегонных тоннелей, строительство демонтажной камеры для ТПК «Ловат» для него перемонтажа. Одновременно намечалось проводить инженерную подготовку строительных площадок наклонных ходов № 1, 2 и начать их проходку. В 2007 году планировалось продолжение сооружения станции, перегонных тоннелей, БТП, СТП, наклонных ходов и вестибюля наклонного хода № 1. Это были планы, предложения администрации города и управления «Челябметротрансстрой», которые одобрила комиссия Федерального казначейства. К сожалению, к строительству станции «Площадь Революции» в 2009 году не приступили.

Станция «Площадь Революция» остаётся главной, значит и ее образ должен быть строгим и торжественным, соответствовать стилю уже сложившегося архитектурного ансамбля площади, как и было предусмотрено раньше. Планируется, что главным украшением станции станут торжественные пилоны из красного гранита, мозаика на стенах и детали из уральского чугунного литья (светильники, скамейки) (рис. 2.70). Строительство станции «Площадь Революции» будет осуществляться от ствола № 250, который находится с южной стороны станции на расстоянии 368 погонных метров (рис. 2.71). Перед строительством самой станции необходимо пройти два подходных тоннеля буровзрывным способом.


[Рис. 2.65. Первоначальное расположение станции метро "Площадь Революции" между улицами Воровского и Цвиллинга]


[Рис. 2.66. Принятое расположение станции метро "Площадь Революции" между улицами Цвиллинга и Свободы]


[Рис. 2.67. Схема расположения станции метро "Площадь Революции" под землёй]


[Рис. 2.68. Выход в сторону "Детского мира"]


[Рис. 2.69. Выход в сторону улицы Цвиллинга]


[Рис. 2.70. Станция метро "Площадь Революции"]


[Рис. 2.71. Расположение ствола №250 (внутри жилого квартала)]

Станция метрополитена «Проспект Победы»

«Проспект Победы» - станция пускового участка первой очереди Челябинского метрополитена. Открытие станции запланировано в 2012 г. Станция глубокого заложения (40 м), расположена в Заречье, северо-восточной части перекрёстка проспектов Победы и Свердловского. Длина станции - 137 метров (длина платформы - 102 м), ширина - 21, высота - 16. Станция «Проспект Победы» с территориальной точки зрения расположится под жилым домом, где находится магазин «Гарантия». Сама же линия метрополитена пройдёт севернее проспекта Победы. Один из вестибюлей станции разместится на месте старого дома, на пересечении проспектов Свердловского и Победы, с выходом в районе 9-этажного дома, спуск под землю - эскалатором. Второй торец станции будет глухим навсегда. Вдоль торца пройдёт вторая линия метрополитена - ЧМЗ - Ленинский район. Станция «Проспект Победы» пересадочная станция (рис. 2.73-2.75).


[Рис. 2.73. Место расположения станции "Проспект Победы" (в районе ствола №254 на пересечении проспекта Победы и Свердловского проспекта)]


[Рис. 2.74. Проект МУП "Челябинскметротранспроект" станции метро "Проспект Победы"]


[Рис. 2.75. Топографическая съемка перекресткая проспектов Победы и Свердловского, где расположена станция "Проспект Победы"]

Станция метрополитена «Тракторозаводская»

Предзаводская площадь ЧТЗ известна многим челябинцам. Именно здесь будет расположена станция «Тракторозаводская». Станция мелкого заложения, глубина от 12 до 12,8 метра, она будет строиться открытым способом. Незначительная глубина станции определяет и то, что эскалаторы здесь не предусмотрены, пассажиры будут попадать в подземный переход, который через вестибюль связан со станцией, по удобной лестнице.

Станция «Тракторозаводская» будет расположена вдоль проспекта им. В.И. Ленина, её длина - 350-400 метров, видимая часть платформы составляет чуть более 100 м. Один вход в станцию практически готов - это существующий пешеходный подземный переход. Второй будет строиться со стороны улицы Танкистов на её пересечении с проспектом им. В.И. Ленина (рис. 2.77).

С конструктивной точки зрения станция «Тракторозаводская» решена просто. Но в этой простоте максимум удобства для тех, кто работает на ЧТЗ, и для тех, кто живёт в микрорайоне, прилагающем к улице Танкистов. На ней, кстати, предполагается устройство широких бульваров, тротуаров, которые, как говорится, прямиком приведут вас к входу на станцию метрополитена. Станция колонного типа (рис. 2.78).

Большую работу по проектированию станции «Тракторозаводская» сделали крупные специалисты Леонид Певзнер, Геннадий Лысов и архитектор Н.Н. Семейкин. Согласно «Программе развития метрополитена г. Челябинска до 2015 года», которая была разработана в 2001 году (МУП Управление «Челябметротрансстрой», ОАО «Челябметрострой» и МУП «Челябинскметротранспроект»), согласована в январе 2002 г. заместителем Губернатора Челябинской области Букриным В.Б., заместителем Главы г. Челябинска Алейниковым В.Г. и утверждена председателем Законодательного собрания Челябинской области Давыдовым В.Ф. станция «Тракторозаводская» должна быть введена в эксплуатацию в 2010 году.


[Рис. 2.77. Топографическая съемка проспекта Ленина возле заводоуправления ЧТЗ, где расположена станция "Тракторозаводская"]


[Рис. 2.78. Проект МУП "Челябинскметротранспроект" станции метро "Тракторозаводская"]

Метро ещё не построено и не запущено, а автор уже думает о его будущем, представляя его в виде "предложений". О первом из этих "предложений" выше уже говорилось - это как раз про перенос ветки с проспекта Победы на Комсомольский. Второе же "предложение" предполагает значительное расширение первой линии - в восточную сторону до Чурилово, а в западную - до крайнего Северка через Алое поле и ЮУрГУ, Шершни и Тополинку. А третье - уже некоторые намётки по второй линии метро (Металлургический-Ленинский).

Предложение о переносе утвержденной ранее линии глубокого заложения 1й очереди метрополитена с проспекта Победы на Комсомольский проспект - линию мелкого заложения

В начале 80-х годов специалистами двух ведущих школ отечественного метростроения, Московской и Ленинградской, с привлечением институтов Челябинска, выполнены расчеты, которые показали, что транспортные проблемы без строительства метрополитена в городе Челябинске не решить.

Строительство первой линии метрополитена от станции «Тракторозаводская» до станции «Северо-Западная» (названия рабочие), позволяет обеспечить надежную транспортную связь крупных промышленных и жилых районов между собой и центром города, повысить комфортность перевозок, уменьшить время доставки пассажиров, улучшить экологическую обстановку на наиболее загруженном направлении. Первая линия метрополитена начинается от предзаводской площади ЧТЗ и проходит до площади Революции, поворачивает на северо-запад, пересекая реку, Миасс у Торгового центра, выходит к пересечению Свердловского проспекта и проспекта Победы и далее в северо-западный жилой массив, заканчивается на пересечении проспекта Победы с улицей 40 лет Победы (рис. 3.1).

На линии предусмотрено восемь станций. Протяженность первой линии - 13,3 км. Проектом строительства предусматривается сооружение первой очереди протяженностью 8 км с пятью станциями. Первая станция расположена на предзаводской площади ЧТЗ, далее - на Комсомольской площади, площади Революции, у Торгового центра и на пересечении Свердловского проспекта и проспекта Победы. Строительство от предзаводской площади до кинотеатра «Спартак» предполагалось вести открытым способом, с поверхности, и далее - закрытым, с устройством стройплощадок только на станциях. Выход со станций предусматривается через подземные пешеходные переходы, которые будут сооружены на Комсомольской площади.

Выход со станции Площадь Революции предусматривается с улицы Советской и Пушкина. На станции у Торгового центра в перспективе предусматривается второй выход к Дворцу спорта. Второй и третьей линией предполагается связать Металлургический и Ленинский районы, Северо-Восточный промузел с автоматно-механическим заводом.

В 2005 году по заданию Управления архитектуры и градостроительства города Челябинска было предложено изучить строительство подземного пространства Центральной части города Челябинска. При анализе схем 1 -й линии метрополитена обнаружено:

1) существование утверждённого Госстроем РФ в 1993 году проекта 1-й линии метрополитена от станции метро «Тракторозаводская» до станции метро «Проспект Победы» и далее строительство метро должно быть по проспекту Победы до станции «Северозападная»,

2) предложение администрации города об изменении второй части трассы метро. Предложение администрации города заключалось в следующем: не строить станции метрополитена «Торговый центр» и «Проспект Победы», линию метро от ствола № 251 повернуть вправо, чтобы выйти на Комсомольский проспект со строительством станции «Свердловская» на пересечении Свердловского проспекта и Комсомольского проспекта и далее метро строить по Комсомольскому проспекту.

Учёные кафедры СКиИС ЮУрГУ предложили 3-й вариант, основная идея которого заключается в том, что от станции «Проспект Победы» линию метро строить не по проспекту Победы, а по Комсомольскому проспекту.


[Рис. 3.1. Утвержденная схема линии метрополитена г. Челябинска (2001 г)]



Предложение о продлении линии 1-й очереди метрополитена на Юго-Восток

Устройство дополнительных 3-х станций метрополитена, метромоста через реку Миасс и 3-х камер съезда на Площади революции и продление линии метрополитена от станции «Тракторозаводская» на восток до новой станции «Чуриловская»

При дальнейшем рассмотрении схемы первой очереди метрополитена Максимов Ю.В. и Казанцев B.C. обратили внимание, что весь общественный транспорт (трамвай, автобус и в будущем метрополитен) перевозит сотни тысяч жителей северо-западного района города, а в дальнейшем и западного района только через северо-восток - Комсомольский проспект, проспект Победы и улицу Братьев Кашириных. Можно представить, что может произойти с жителями северо-западного района, если в районе Свердловского проспекта произойдет какое либо чрезвычайное положение. Трудно себе представить эту ситуацию, но жизнь есть жизнь и в наше время все возможно. [...]

В северо-западном и западном районах города планируется построить большой комплекс спортивных сооружений. Это значительно увеличит поток транспорта и пассажиров. Поэтому необходимо линию первой очереди метрополитена замкнуть в виде кольца, который с запада охватывает Западный район города, с юга проходит под парковым массивом с выходом на проспект им. В.И. Ленина и по проспекту трасса доходит до площади Революции.

Необходимо будет дополнительно построить четыре станции: «Новоградский проспект», «Спортивный комплекс Монахи», «ЮУрГУ (ЦПКиО)», «Алое поле». Если изучать схему развития метрополитена г. Челябинска, то можно обратить внимание на то, что:
• трасса метрополитена до станции «Спортивный комплекс Монахи» будет проходить в устойчивом гранитном массиве. Место Монахи знакомо всем челябинцам. Там действительно планировался спортивный комплекс. Рядом конечная остановка детской железной дороги;
• с обрыва к реке Миасс планируется построить метромост. С метромоста трасса метро пройдет на поверхности 300-400 м до станции метро «Новоградский проспект». Это позволяют инженерно-геологические условия.
• следующей станцией станет «ЮУрГУ» или можно ее назвать «Парк культуры и отдыха»;
• далее будет станция метро «Алое поле». Маршрут метрополитена через Алое поле рассматривался еще в 1980 годах, когда рассматривались общие схемы метрополитена города Челябинска;
• следующей станцией будет «Площадь Революции».

Эта схема метрополитена докладывалась автором 11 апреля 2006 года на совещании у Главы города Челябинска, где была принята, и теперь необходимо эту схему рассмотреть на совещании у Губернатора области. [...]

На первом этапе необходимо пройти один перегонный тоннель механизированным тоннелепроходческим комплексом на перегоне «Площадь Революции» - «Алое поле» - «Университетская» с обделкой из железобетонных блоков. Станцию метро «Университетская» или ЮУрГУ предполагается расположить между 1-м Институтским переулком и улицей Энтузиастов. Станцию метро «Алое поле» предполагается расположить на участке между Свердловским проспектом и улицей Красная. [...]

В ЮУрГУ студенткой Андроновой Аней в 2009 году разработан дипломный проект станции Южно-Уральский государственный университет (рис. 4.2-4.8), который она защитила на «отлично».


[Рис. 2.11. Станция метро "Южно-Уральский государственный университет". Аня Андронова, выпускник 2009 года]


[Рис. 4.3. План и продольный разрез]


[Рис. 4.2. Центральный зал]


[Рис. 4.4. Крайний зал]


[Рис. 4.5. Эскалаторы, вид сверху]


[Рис. 4.6. Эскалаторы, вид снизу]


[Рис. 4.8. Кассовый зал]


[Рис. 4.7. Вход в метро со стороны 2-го Институтского переулка]

Стоимость готового тоннеля в ценах 1984 года составит 11 180 тыс. руб. Стоимость строительства 2-х платформ на станциях «ЮУрГУ» и «Алое поле» будет равна строительству одной станции мелкого заложения 7000 тыс. руб. в ценах 1984 г. Общая стоимость строительства одной линии метро от ЮУрГУ до площади Революции с двумя платформами для выхода пассажиров составит 18 180 тыс. руб. в ценах 1984 года. С учетом инфляционного коэффициента на 1-й квартал 2006 года стоимость строительства составит 906 454,8 тыс. руб., т. е. 910 млн руб.

Поезд метрополитена от ЮУрГУ до Комсомольской площади первое время будет ходить «челноком». Таким методом строят отдельные линии метро во многих городах России: в Омске, Казани, Санкт-Петербурге, Москве - это позволяет быстрее получить отдачу от работы метрополитена.

В связи со строительством нового крупного микрорайона на востоке города, восточнее Челябинского тракторного завода - микрорайона Чурилово, мы предлагаем от станции метро «Тракторозаводская» пройти один перегонный тоннель на восток и в новом микрорайоне построить станцию «Чурилово». Метро мелкого заложения. [...]

Предложен следующий порядок строительства 1-й линии метрополитена (рис. 4.10):



Полная картина лучше видна на общей схеме. Поразглядывайте повнимательнее, тут показаны не только линии метро вместе с "предлагаемыми", но и автомобильные тоннели, раздел о которых я цитировал в прошлый раз.


[Рис. 4.11. Схема освоения подземного пространства]

Предложение о строительстве 2-й линии метрополитена (Металлургический-Ленинский районы от станции метро «Проспект Победы» до станции «Вокзал»)

После завершения строительства 1-й линии метрополитена Максимов Ю.В. и Казанцев B.C. предлагают начать строительство 2-й линии от станции «Проспект Победы», где расположен ствол № 254, до станции «Вокзал» и далее в Ленинский район.

Для этого из демонтажной камеры на станции «Чурилово» проходческие комплексы доставляются на территорию ствола № 254. В монтажной камере ствола № 254 производится их монтаж и начинается строительство тоннелей 2-й линии метрополитена от станции «Проспект Победы» до станции «Братья Каширины» на левом берегу реки Миасс, которая может быть расположена на месте палаток торгового комплекса «Перекрёсток», где рядом будет расположен большой жилой массив с высотными 28-этажными зданиями на Университетской набережной или на правом берегу реки Миасс рядом со спорткомплексом «Молния». Рядом стадион «Динамо», Дворец Спорта и станцию можно назвать «Спортивная». Затем станция метро «Парк культуры и отдыха» или «ЮУрГУ». Эта станция будет расположена под улицей Энтузиастов между проспектом им. В.И. Ленина и улицей Труда.

Очень интересное решение станции «ЮУрГУ» или «ЦПКиО» им. Ю.А. Гагарина предложил дипломник кафедры СКиИС ЮУрГУ Михаил Сырников. В данном проекте предложен вариант решения платформенного участка станции «ЮУрГУ» Челябинского метрополитена - трехсводчатая колонного типа из сборных железобетонных элементов (рис. 5.1). Для восприятия значительных нагрузок и уменьшения величины нежелательных, изгибающих моментов обделка выполнена многошарнирной. Использование сборного железобетона позволит уменьшить трудозатраты, увеличить скорость возведения объекта, упростить контроль качества. Станция трехсводчатая с островной платформой размерами 104X13,4 м. Размеры колонн 60X60 см (без облицовки), высота - ширина проемов между залами 2,75X4,40 м (в свету). Ширина среднего зала 7,30 м в свету. Конструктивное решение платформенной части состоит из двух боковых тоннелей D = 8,5 м, и центрального D = 9,8 м. Оси боковых тоннелей, расположенных на одном уровне, сближены друг с другом так, что их контуры пересекаются, образуя единое пространство. В местах пересечения установлены специальные чугунные тюбинги, шарнирно опертые на внутренние несущие конструкции - ригели. Они опираются на металлические колонны, установленные на неразрезные бетонные прогоны. Прогоны шарнирно установлены на сборный фундамент, входящий в состав обделки боковых тоннелей. Пассажирская платформа выполнена из типовых сборных железобетонных плит, опирающихся на прогоны и специальные стойки. Очень интересная архитектура. Общий вид станции показан на рис. 5.2.


[Рис. 5.2. Станция метрополитена 2-й очереди станции "ЮУрГУ" или "ЦПКиО им. Ю.Гагарина"]

Следующая станция «Воровского», которая расположена под улицей Курчатова между улицами Воровского и Блюхера. Затем проходка тоннелей идёт до железнодорожного вокзала. Станция «Вокзал» строится на привокзальной площади. И далее без демонтажа оборудования продолжаем строительство метрополитена в Ленинском районе.

Мы предлагаем участок линии метрополитена от улицы Воровского до дороги Меридиан проложить в комбинированных тоннелях (рис. 5.3). В верхней части тоннеля предназначено для 3-х рядов движения транспорта, а в нижней части тоннеля предназначено для движения поездов метрополитена. Геологические условия благоприятные. Линии метрополитена от правого берега реки Миасс будут проходить в гранитном массиве на глубине не более 20 м

Скачать:
http://vk.com/doc113632148_216238726
Tags: книги, челябинск
Subscribe

  • Альбом "Экскурсия по городу Челябинску", 1961

    Егор Алексеевич прислал замечательный альбомчик, огромнейшее спасибо. Детский парк ЧТЗ Государственный банк. Угол проспекта и улицы, которая…

  • Фото Ефима Мондросова и др.

    Очередная увесистая порция сканов от Егора Алексеевича. Огромное спасибо :) Сегодня открыточные виды в основном. Полдюжины фотографий Ефима…

  • Дом книги

    Еще одна городская легенда. Как говорит нам энциклопедия, "Дом книги" открылся 15 февраля 1974 года. В 2006 "Челябинсккнига", которой он…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments