ssgen (ssgen) wrote,
ssgen
ssgen

Categories:

Челябинский метрополитен, часть 2

Необходимо ещё раз напомнить, что длина пускового комплекса 6770 погонных метров, эксплуатационная длина 5700 погонных метров, протяжённость в депо 1007 погонных метров, четыре станции: «Комсомольская площадь», «Площадь Революции», «Торговый центр» и «Проспект Победы». Давайте посмотрим, что на 2009 год фактически уже построено по нашему Челябинскому метрополитену (рис. 2.7):


[Рис. 2.7. Челябинский метрополитен. Пусковой комплекс первой линии (что построено и где идёт строительство)]

1) Все шесть стволов (№ 249, 250, 251, 252, 253 и 254) построены.
2) Построена одна ветка линия метрополитена от электродепо до станции «Комсомольская площадь» длиной 1007 погонных метров.
3) Готов котлован для строительства станции «Комсомольская площадь».
4) Строятся подходные горизонтальные выработки от ствола № 250 до станции «Площадь Революции» 368 погонных метров. Строительство самой станции ещё не начато.
5) Построены два перегонных тоннеля от ствола №251 (пересечение улицы К. Маркса с улицей Елькина) до улицы Калинина.
6) Активно ведутся земляные работы на станции «Торговый центр». Построен даже эскалаторный тоннель с отметки основания станции до поверхности земли в торце улицы Каслинская с южной стороны.
7) Начались активные горные работы на стволе № 254.
8) Построен подходной тоннель от ствола № 253 до улицы Каслинской.
9) Активно идёт строительство электродепо и инженерного корпуса.


Что необходимо решить и построить:

1) Два перегонных тоннеля от станции «Комсомольская Площадь» до станции «Площадь Революции» и от станции «Площадь Революции» до ствола №251 общей длиной 7316 погонных метров.
2) Построить станцию «Комсомольская площадь», камеры съезда и оборотные тупики.
3) Построить станцию «Площадь Революции», работы по которой ещё не начаты.
4) Построить два перегонных тоннеля от улицы Калинина до станции «Проспект Победы», т. е. до пересечения проспекта Победы и Свердловского проспекта их общая длина 1000 погонных метров.
5) Построить подходные тоннели от ствола № 254 до станции «Проспект Победы».
6) Построить станцию «Проспект Победы», работы по которой ещё не начаты.
7) Построить вторую ветку в электродепо от станции «Комсомольская площадь» длиной 1007 погонных метров.
8) Разработать рабочий проект первого пускового участка первой линии метрополитена в городе Челябинске. Провести процедуру согласования со всеми не согласованными изменениями в ранее разработанный и утверждённый проект:
- изменение отметок и конструкции станции «Комсомольская площадь»,
- замена чугунной тюбинговой отделки тоннеля в зоне тектонического разлома на железобетонную,
- поднятие станции «Площадь Революции» на 18 метров, т. е. изменение маршрута тоннеля от станции «Комсомольская площадь», «Площадь Революции» до ствола № 251.


[...] Строительные работы ведутся только на станции «Торговый центр» и перегонных тоннелях. Котлован на территории станции «Комсомольская площадь» был готов в 2007 году, но это не говорит ещё о строительстве самой станции.

В 2008 году Губернатор Челябинской области назначил ответственным за строительство челябинского метрополитена Главу южноуральской столицы Юревича М.В. [...] Мэр города Челябинска убедил Губернатора Челябинской области, чтобы контрольный пакет акций ОАО «Челябметрострой», принадлежащий правительству региона, передать в доверительное управление администрации Челябинска. Теперь у администрации города стало 75% акций, что значительно повысило роль городского правительства в координации процесса стройки Челябинского метрополитена. [...] Имея 75% акций, городское правительство в начале августа 2009 года экстренно проводит собрание акционеров ОАО «Челябметрострой», где избирают нового генерального директора ОАО "Челябметрострой". Новым генеральным директором ОАО «Челябметрострой» избран бывший главный инженер московского «СМУ Ингеоком» Тенгиз Шургая, заменивший Абрамчука К.В., который работал на строительстве Челябинского метрополитена с 1999 года по август 2009 года. Необходимо обратить внимание, что строительство сооружений метрополитена на август 2009 года было практически полностью остановлено. [...] Тенгиз Шургая принял решение обновить руководство компании. Он дал команду приступить к строительству метрополитена. Тенгиз Шургая обещает жителям города Челябинска, что метро в нашем городе будет через пять лет, т. е. в 2013 году, кроме того, станция метро «Комсомольская площадь» будет закончена в 2010 году. [...]

Вместе с тем я прошу обратить особое внимание, [что] если бы «Челябметротрансстрой» работал в соответствии с «Программой развития метрополитена г. Челябинска до 2015 года», разработанной в 2001 году, предприятия метростроительного комплекса выполнили бы при помощи тоннелепроходческого комплекса RMS-222 SE сооружение перегонных тоннелей, сквозную проходку станции «Комсомольская площадь», проходку правого перегонного тоннеля до зоны Челябинского разлома. На перегоне между станциями метро у Торгового центра и «Площадь Революции» на сооружении правого и левого перегонных тоннелей были бы пройдены буровзрывным способом 600 погонных метров выработок, то метро в Челябинске уже бы было.

В качестве примера хочу привести строительство метрополитена в городе Казани. Удивительно, но в 1985 году в Правительстве РФ город Казань не считалась городом, достойным «подземки». В Правительстве России был составлен список городов, в которых в ближайшее время планируется начать или продолжить строительство метро, Казани в этом списке не было. Узнав об этом, правительство Татарстана и мэрия Казани обратились в Москву и стали добиваться того, чтобы Казань вошла в список. Однако уже в 1989 году вышло закрытое Постановление Совета Министров СССР о прекращении финансирования проектирования и строительства метрополитенов во всех городах. Очевидно, это было связано с финансовыми трудностями. Однако в Казани проектные работы замедлились, но не прекратились. На финансирование проекта выделялись деньги из городского бюджета.

В 1995 году руководители города узнали, что в правительстве России определен список из 9 городов, которые в обозримом будущем могут рассчитывать на метро. Казани в этом списке не было. Вице-премьер правительства Татарстана Николай Денисов и вице-мэр Казани Олег Антосенко с дистанционной помощью мэра Казани Камиля Исхакова и президента Татарстана Минтимера Шаймиева добились, чтобы Казань стала 10-м городом. Проектирование возобновилось в полном объеме, и технический проект пускового участка был утвержден в декабре 1996 года.

За дело взялись основательно. 14 декабря 1996 года постановлением Правительства Татарстана утверждена программа строительства метрополитена в г. Казани на 1997-2023 годы. С 1997 года строительство казанского метрополитена включается в годовые федеральный и республиканский бюджеты. В 2002 году на федеральном уровне утверждена Программа развития метрополитена и других видов внеуличного транспорта в г. Казани до 2015 года.

Итак, в 1997 году было начато строительство метрополитена в Казани, да и то лишь благодаря умению казанских политиков договориться с Москвой. Мэр Казани Камиль Исхаков и Президент Татарстана Минтимер Шаймиев стали по сути «отцами-гарантами» Казанского метрополитена. Без энергии и деловой хватки мэра, который буквально облазил вдоль и поперек всю строящуюся «подземку» и кропотливо, ежедневно контролировал ход и качество работ, и без хлопот и решений президента, который организовал финансирование и прочий организационный «зеленый свет» метрострою, казанская «подземка» не воплотилась бы из прожектов в реальность.

С 1997 по 2005 годы было построено 4 станции метро и 12 км тоннелей Интерьер четырёх из пяти станций в авральном режиме отделывали летом 2005 года, благо строителей в городе было предостаточно. Не без недоделок, но всё-таки уложились в срок. 27 августа 2005 года состоялось торжественное открытие метрополитена в Казани. 29 декабря 2008 года, с многочисленными недоделками была открыта 6-я станция Казанского метро - «Проспект Победы».

Первоначально на прокладке тоннелей работал лишь один «Ловат», а затем срочно было куплено и арендовано ещё четыре тоннелепроходческие комплекса и три щита. Долгожданное главное событие в истории казанской «подземки» и эпохальное свершение в истории столицы Татарстана - открытие Казанского метрополитена - произошло 27 августа 2005 года, в дни празднования Миллениума города и ровно через 8 лет после начала строительства «подземки». Первыми пассажирами метрополитена стали президент России, президенты стран СНГ, многие российские губернаторы, руководители метрополитенов СНГ. В тот же день в «подземку» пустили и жителей города, в 14:30 все пять станций были одновременно открыты для всех желающих, в 14:45 отправились первые регулярные поезда. Жители Казани получили новый вид общественного транспорта [...].  Тысячелетний город обрел новый статус метрограда, 3-го в Поволжье, 7-го в России, 15-го в СНГ.

Эксплуатационная длина первой линии составляет 8,4 км. На линии расположено шесть станций: «Проспект Победы», «Горки», «Аметьево», «Суконная слобода», «Площадь Габдуллы Тукая», «Кремлёвская». В систему объектов метрополитена входят также электродепо и инженерный корпус. Максимальная глубина тоннеля - 32 м. За восемь лет построено 6 станций! К 2013 году казанцы планируют построить ещё 5 станций, и они это сделают. Казанское метро - первое и пока единственное метро, открытое в новой России. Оно заметно отличается от других, советских «подземок». Светло-серые поезда, отсутствие интервальных часов и многое другое. Казанский метрополитен, подобно самому городу, продолжает активно строиться.


[Рис. 2.58. Метро в городе Казани]

21 сентября 2009 года в Челябинске были объявлены два конкурса:
• конкурс подрядчиков строительства первого пускового участка первой линии метро от станции «Тракторозаводская» до станции «Проспект Победы», в том числе пускового комплекса от станции «Комсомольская площадь» до станции «Проспект Победы»;
• конкурс на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Строительство первого пускового участка первой линии метрополитена от станции “Тракторозаводская” до станции “Проспект Победы”».

ЗАО «Объединение «Ингеоком» (Москва) стало единственной компанией, которая подала заявку на участие в конкурсе подрядчиков строительства первого пускового участка первой линии метро от станции «Тракторозаводская» до станции «Проспект Победы», в том числе пускового комплекса от станции «Комсомольская площадь» до станции «Проспект Победы, сообщается на сайте управления муниципального заказа города. В этом конкурсе победила ЗАО «Объединение «Ингеоком» (Москва). По первому лоту ЗАО предложило выполнить установленный объем работ за 5 млрд 33,884 млн рублей при начальной цене лота 5 млрд 84,731 млн рублей, по второму лоту - 5 млрд 906,538 млн рублей при начальной цене 5 млрд 966,2 млн рублей. На конкурс на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Строительство первого пускового участка первой линии метрополитена от станции «Тракторозаводская» до станции «Проспект Победы» подали заявки три организации - ООО «Челябинский дорожно-транспортный проектный институт», ОАО «Метрогипротранс» (Московская область) и ООО «Спецметропроект» (Москва). Начальная стоимость лота -999,92 млн рублей. Победителем оказалась проектная организация ОАО «Метрогипротранс» (Московская область), которая начинала проектные работы метрополитена в нашем городе.

Проанализируем информацию о финансировании строительства метрополитена в городе Челябинске за счёт всех источников (в млн деноминированных руб. в ценах соответствующих лет), начиная с 1992 года. Эта информация предоставлена управлением «Челябметротрансстрой» и ОАО «Челябметрострой» на торжественной встрече тоннелепроходческого комплекса «Ловат» в ноябре 2007 года на «Комсомольской площади». В этой информации имеются сведения 2007-2012 годов с учётом объёма средств, исходя из технически обоснованной потребности по данным управления «Челябметротрансстрой» из учёта строительства 4-х станций.

А теперь сравним фактическое выделение денег с утверждённой проектной стоимостью строительства метрополитена в городе Челябинске постановлением Госстроя РФ № 18-39 от 29.10.93 г. Расчётная стоимость (в базисных ценах 1991 г.) строительства 5 станций метро (строительная длина линии 8,25 км) - 929.24 млн руб. На строительство пускового участка метро из 4-х станций необходимо 743,39 млн руб. На строительство пускового участка метро из 3-х станций необходимо 557,54 млн руб. [...]



От проектировщиков не отстают и наши челябинские архитекторы. Предложения по художественному оформлению станций первой очереди первого пускового участка Челябинского метрополитена были выполнены в 90-е годы [...]. Среди всех архитекторов особое место принадлежит заслуженному архитектору России, почетному члену Российской академии архитектуры и строительных наук, профессору Южно-Уральского государственного университета, с 1996 года почетному гражданину Челябинска Александрову Е.В. Среди множества объектов не затерялась и наша «подземка». Евгению Викторовичу была поручена разработка эскизного проекта центральной станции «Площадь Революции» первой линии метро. Задача перед проектировщиками была поставлена очень четко: станция - главная, значит, ее образ должен быть строгим и торжественным, соответствовать стилю уже сложившегося архитектурного ансамбля площади. Кому, как ни Александрову, так много поработавшему над его формированием, было эту задачу выполнять. Проектирование станции шло с учетом пространства наверху. На глубине несколько десятков метров располагалась сама станция, главное украшение которой - торжественные пилоны из красного гранита, мозаика на стенах и детали из уральского чугунного литья (светильники, скамейки).

В работе над проектами интерьеров станций, их архитектурно-художественными оформлениями, над проектами надземных сооружений станций принимали участия лучшие архитекторы нашего города: Александров Е.В., Баранов Б.А., Семейкин B.C., Понамарёв B.C., Буров А.Г. Архитекторы и метростроевцы уже готовы вынести на рассмотрение города и области несколько проектов внутреннего убранства первых четырех станций. Разработчики предлагают использовать в отделке помещений вестибюлей и самих станций гранит, мрамор и другие природные материалы, которыми богата наша область.

Самой нарядной будет станция «Проспект Победы», ее облик будет напоминать о победах нашего народа в Великой отечественной войне.

Станция у Торгового центра задумывается в светло-зеленых тонах с использованием в отделке лиственита и белого мрамора. По своему архитектурному решению станция будет выглядеть, как фрагмент провинциального Челябинска начала XX века. Здесь широко будут применяться кованый металл и чугунное литье. И, вероятно, называться она будет «Заречье», как историческое начало города на реке Миасс. Над станцией предполагается расположить наземный павильон в виде ротонды.

«Комсомольская площадь» видится авторам в светлых тонах с использованием современных отделочных материалов: полированной нержавеющей стали, белого мрамора, серого гранита. Предполагается разместить Златоустовские гравюры на фоне из змеевика.

Станция метрополитена «Торговый центр»

Станция «Торговый центр», первая станция пускового участка первой очереди Челябинского метрополитена, расположена в центре города под рекой Миасс, между Торговым центром и Дворцом спорта «Юность». Станция глубокого заложения (40 м), расположена между Торговым центром Дворцом спорта Юность под рекой Миасс. Длина станции - 137 м (длина платформы - 102 м), ширина - 21, высота - 16. Выход на станцию Торговый центр будет из наземного вестибюля, расположенного в районе здания администрации торгового центра с благоустроенной территорией вокруг, с подходами от остановок общественного транспорта. Будет налажена связь станции метро с оживлёнными транспортными магистралями: улицами Братьев Кашириных и Кирова. Второй вход на станцию будет располагаться возле Дворца спорта «Юность», но это уже в перспективе.

Открытие станции было запланировано в 2012 году. С возведения горного комплекса и рабочего ствола станции (№ 252) началось строительство Челябинского метрополитена. Первое тюбинговое кольцо ствола было смонтировано в сентябре 1992 г., а строительство собственно станции началось лишь в декабре 2000 г. Единственный наклонный ход с тремя нитками эскалаторов будет вести из северного торца станции в наземный вестибюль в районе улиц Каслинской и 8 марта (рис. 2.35-2.37).

В 2005 году неожиданно будущее станции было поставлено под угрозу. Активно рассматривался вариант прекращения её строительства и изменения трассировки линии метрополитена, которая, минуя станции «Торговый центр» и «Проспект Победы», прошла бы вдоль левого берега реки Миасс и вышла бы к Комсомольскому проспекту с созданием станции «Свердловская» на пересечении Свердловского и Комсомольского проспектов. По обеим трассировкам было составлено экспертное заключение Южно-Уральским государственным университетом, которое было доложено автором главе города Челябинска в начале апреля 2006 года. ЮУрГУ показало несостоятельность предложенной трассировки линии метрополитена и предложило перенести трассу метро с проспекта Победы на Комсомольский проспект. Глава города Челябинска наше предложение одобрил, а через неделю это предложение было одобрено на совещании и у Губернатора Челябинской области. Строительство станции «Торговый центр» вновь вступило в фазу активного строительства.


[Рис. 2.35. Схема расположения станции «Торговый центр»]


[Рис. 2.36. Ствол №252 станции "Торговый центр"]


[Рис. 2.37. Схема расположения станции «Торговый центр»]


[Рис. 2.38. Продольное сечение станции "Торговый центр"]


[Рис. 2.39. Поперечное сечение 3-3] [Рис. 2.40. Поперечное сечение 4-4]


[Рис. 2.41. Проект МУП "Челябинскметротранспроект" станции метро "Торговый центр" (первый этаж)]

Подземный путь тоннелепроходческого комплекса фирмы «Ловат» от электродепо до станции «Комсомольская площадь»

Было принято решение приобрести тоннелепроходческий комплекс фирмы «Ловат» марки RME 222 SE (рис. 2.46). Напомним, что стоимость комплекса «Ловат» - 214 млн рублей, большую часть суммы - 132,4 млн рублей - выделил областной бюджет. По распоряжению губернатора было выделено 63,5 млн рублей для того, чтобы доставить комплекс из Канады и уплатить тамошние пошлины. Скорость сооружения готовых перегонных тоннелей может достигать до 300 м в месяц.

Перед метростроителями встали технические вопросы: откуда направить в подземный путь тоннелепроходческий комплекс фирмы «Ловат», где его монтировать? Было 5 вариантов, где разгружать оборудование, где его собирать и откуда и в каком направлении пойдёт подземный крейсер. Технико-экономические расчеты были выполнены по стволам № 250, 252, 254, порталу электродепо. Для того чтобы объективно оценить результаты, принять оптимальное, единственно верное решение была запрошена дополнительная информация в фирме «Ловат», в частности, о возможности доставки конструкций щита по уже сооруженным тоннелям.

Самой предпочтительной выглядела строительная площадка на Комсомольской площади, где выполнены ограждения котлована станции, но «раскрывать» его не решились, поскольку для этого нужна достаточно большая площадка. Организовать ее на оживленной магистрали на неопределенный срок представлялось невозможным.

Второй по эффективности стала площадка на портале электродепо, где и был собран этот уникальный агрегат.[...]

Соединительная ветка метрополитена от «Комсомольской площади» в депо проходит под железнодорожными путями Транссибирской магистрали (рис. 2.47), где и необходимо было срочно провести инженерно-геологические изыскания, которые выполнил ЮУрГУ с привлечением Дол го деревенской геологоразведочной партии. Ветка в электродепо проходит в зоне тектонического разлома, который представлен порфиритами, гранитами, песчаниками и их продуктами выветривания от крупнообломочных до глинистых грунтов и характеризуются высокой изменчивостью состава и физико-механических свойств. Необходимо отметить, что в забое одновременно находятся все разновидности грунтов: скальные, крупнообломочные, глинистые. [...] 


[Рис. 2.47. Схема железнодорожных путей и трассы метрополитена]

Строительство станции «Комсомольская площадь»

«Комсомольская площадь» - станция пускового участка первой очереди Челябинского метрополитена. Станция «Комсомольская площадь» расположена таким образом, что один из выходов, восточный, будет на пересечении улицы Горького с проспектом им. В.И. Ленина. В связи с этим в конце 2009 года чуть дальше перенесено существующие трамвайные пути. Второй выход в станцию появится в районе магазина «Мануфактура» (рис. 2.54).

Если со стороны посмотреть участок проспекта им. В.И. Ленина от улицы Артиллерийской до улицы Горького, то заметен подъём. Как раз в этом месте расположена станция «Комсомольская площадь» ровно. Поэтому вход со стороны магазина «Мануфактура» на небольшой глубине, и пассажиры будут спускаться в вестибюль станции по лестнице. А со стороны улицы Горького глубина будет больше, поэтому здесь предполагается эскалатор. В этом специфика станции. Ещё одна особенность станции «Комсомольская площадь» в том, что, при любом раскладе она обязательна будет. Дело в том, что недалеко от этой станции находится производственная база метрополитена, в том числе и электродепо, куда будут съезжаться все поезда метрополитена на ночлег и ремонт. [...]


[Рис. 2.54. Схема расположения станции "Комсомольская площадь"]

МУП Институтом «Челябинскметротранспроект» при проектировании и строительстве пускового комплекса 1-й очереди метрополитена было принято не совсем стандартное использование подземного пространства станции «Комсомольская площадь» (рис. 2.55, 2.56). Проектом предусматривается совмещение станции метро мелкого заложения и подземного торгового комплекса (ТПК), которые сооружаются в одном котловане, предназначенном для сооружения станции «Комсомольская площадь» и выходов на станцию из сборных железобетонных элементов по нормалям НК-023 института «Челябграж-данпроект» и из железобетонных элементов станций метрополитена по типовому проекту ТС-109. Такое совмещение станции и ТПК позволяет привлечь в качестве инвестиций частный капитал.

Сооружения ТПК располагаются в уровне отметок кассовых залов вестибюлей метрополитена над платформенным участком. Проект разработан на основе действующих нормативных документов на проектирование метрополитенов и подземных сооружений.


[Рис. 2.55. Расположение станции "Комсомольская площадь"]

Протяженность сооружений ТПК около 140 м с востока на запад, ширина - 43,3 м. Высота этажа - 2,35; 2,70 и 3,10 м. Выходы в ТПК совмещены с подземными тоннелями и входами на станцию метрополитена. Расположение входов в пешеходные переходы увязано с основными путями движения пешеходов и остановками массового движения пассажирского транспорта.

С восточной стороны станции метрополитена лестничные спуски устраиваются открытыми, с западной стороны - с наземными павильонами. Наземный павильон с северной стороны проспекта им. В.И. Ленина совмещен с блоком загрузки, имеющим грузовые лифты, служебным входом, служащим также в качестве аварийного выхода и лифтом для спуска в ТПК малоподвижных групп населения. Южный наземный павильон совмещен с вентиляционным киоском. [...]


[Рис. 2.56. Станция метро мелкого заложения "Комсомольская площадь". Пример многофункционального использования подземного пространства]

Над разработкой проекта станции, ее художественного оформления работала большая группа ведущих проектировщиков и архитекторов Челябинска, среди них нам бы особенно хотелось назвать архитектора Пономарева B.C. «Комсомольская площадь» виделась авторами в светлых тонах с использованием современных отделочных материалов: полированной нержавеющей стали, белого мрамора, серого гранита. Предполагалось разместить Златоустовские гравюры на фоне из змеевика (рис. 2.57).


[Рис. 2.57. Проект МУП "Челябинскметротранспроект" станции метро "Комсомольская площадь"]

А теперь рассмотрим вопросы сроков строительства. Предприятия метростроительного комплекса при помощи тоннелепроходческого комплекса RME-222 SE должны были пройти сквозную проходку станции «Комсомольская площадь» перегонными тоннелями. В 2006 году - выполняются работы по инженерной подготовке площадки, организация объезда автотранспорта, сооружение вентиляционной камеры. В 2007 году был разработан котлован станции, намечалось построить камеры съезда и произвести монтаж сборных железобетонных конструкций станции. В Челябинской области имеется богатый опыт строительства ответственных промышленных объектов: ЧТЗ, ЧМЗ, Челябинский трубопрокатный завод, Магнитогорский металлургический комбинат и сотни других ответственных сооружений. Строительство станции в открытом котловане для строительных организаций области было бы делом чести. В 2008 году планировалась обратная засыпка котлована, где уже должна быть сооружена станция, выходы и подземные переходы, начаты отделочные работы на станции метрополитена.

Но этого не произошло, так как был ликвидирован проектный институт МУП «Челябинскметротранспроект», а новый проектный институт был заинтересован купить готовый проект станции метро мелкого заложения из монолитного железобетона, разработанный проектным институтом «Ленметрогипротранс», который был построен в г. Казани. И теперь в этом котловане будет построена станция, которая показана на фотографиях. Мы можем оценить варианты станции «Комсомольская площадь», которая будет построена в нашем городе (рис. 2.58, 2.59).


[Рис. 2.59. Метро в Казани]

Продолжение следует.

Tags: челябинск
Subscribe

  • Альбом "Экскурсия по городу Челябинску", 1961

    Егор Алексеевич прислал замечательный альбомчик, огромнейшее спасибо. Детский парк ЧТЗ Государственный банк. Угол проспекта и улицы, которая…

  • Фото Ефима Мондросова и др.

    Очередная увесистая порция сканов от Егора Алексеевича. Огромное спасибо :) Сегодня открыточные виды в основном. Полдюжины фотографий Ефима…

  • Дом книги

    Еще одна городская легенда. Как говорит нам энциклопедия, "Дом книги" открылся 15 февраля 1974 года. В 2006 "Челябинсккнига", которой он…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments