ssgen (ssgen) wrote,
ssgen
ssgen

Categories:

БакалСтальСтрой, часть 1

Как известно, строительство Челябинского металлургического комбината началось ещё до войны, в 1930 году, но в 1935 было законсервировано и возобновилось лишь в 1941. Причём, рассказывая об истории ЧМК и Металлургического района, довоенный период обычно упоминают лишь вскользь, затем сразу же переходя к Бакаллагу и трудармейцам (а то и сразу начинают с 1941 года). И это вполне объяснимо, учитывая, сколько потомков трудармейцев до сих пор живёт в районе. Информации же о довоенном периоде в открытых источниках совсем немного, и даже в музее ЧМК ему посвящёна всего половина небольшого стенда. Но судя по ссылкам на фонды, которые мне время от времени попадаются в литературе, документы в архивах имеются, то есть тема эта до сих пор ждёт своего исследователя.



На самом деле предпосылки, которые в конечном итоге привели к строительству ЧМК, существовали ещё до революции, поэтому правильнее будет начать с них. Этот период неплохо исследован екатеринбургскими историками, я вкратце воспроизведу основные идеи по книге "Урало-Кузбасс: от замысла к реализации" (Екатеринбург, АМБ, 2010) (а кто хочет почитать саму книгу, обращайтесь в личку).

Исторически сложилось так, что вся традиционная уральская металлургия (как и европейская) была древесноугольной. С одной стороны, плавка на древесном угле позволяет получить металл чистый и высококачественный, но с другой стороны, это является также и основным сдерживающим фактором - уже к концу XVIII века на Урале начал явственно ощущаться дефицит леса для производства древесного угля. Углежоги истребляли вокруг заводов целые боры. Поэтому уже в 1782 году государственным указом частным лицам было запрещено строить новые заводы на казённых землях, а разрешалось только на уже отведённых участках, и то лишь в случае, если ресные ресурсы округа могли обеспечить новый завод топливом "на вечные времена". Представьте себе - Урал, богатейшая кладовая природных ресурсов, огромнейшие рудные месторождения, уже открытые - гора Магнитная, Бакальский рудник, рудники Симского завода и так далее, и так далее - и всё это из-за дифицита леса можно было перерабатывать, как говорится, в час по чайной ложке! Выход очевиден - необходим был переход на доменную металлургию, однако тут имелось два серьёзных препятствия: во-первых, против были сами промышленники, которых вполне устраивали сложившиеся высокие цены на металл, а во-вторых - отсутствие на Урале коксующихся углей, пригодных для доменной выплавки. При этом в Западной Сибири, в двух тысячах километрах к востоку, ситуация была прямо противоположной - там имелись огромные неразработанные залежи отлично коксующихся каменных углей, но практически не было железорудных месторождений. Складываем два и два, но четыре не получаем - прикиньте, рентабельно ли было частному предпринимателю при тогдашнем уровне развития транспорта перевозить уголь (или даже кокс) за тыщу вёрст на телегах и санях?

Всерьёз говорить о соединении уральских руд и кузбасских углей стало возможным лишь после строительства Транссиба - кстати, эту идею и продвигал в своих лекциях и выступлениях С.Ю.Витте. Но столь грандиозная задача при существующих железнодорожных тарифах была по-прежнему нереальной, поэтому до какой бы то ни было конкретики до 1917 года дело так и не дошло.

Лишь после революции, во время проведения ленинской индустриализации, об этом заговорили предельно конкретно - молодой советской республике, постепенно превращавшейся в грандиозную стройку, очень нужен был металл, много металла. Большинство историков сейчас сходится на том, что основной целью, конечно же, была необходимость срочного создания военно-промышленного комплекса, и в общем, я думаю, это правда. Так или иначе, к этому времени необходимость создания мощного доменного производства на Урале не только созрела (если не перезрела), но и наконец-то получила реальную возможность воплощения. Проект получил название "Урало-Кузбасс", а первые упоминания о нем относятся к весне 1918 года, когда в недрах Отдела металла ВСНХ были сделаны первые проработки этого вопроса. Проект имел сложную судьбу, многократно видоизменялся и перекраивался, причём свою роль тут сыграла борьба двух сил - Госплана СССР (и его председателя Г.М.Кржижановского) и украинского лобби, которое отстаивало необходимость сосредоточения доменной металлургии лишь в южной части страны, где она была традиционно развита (забегая вперёд - прикиньте, каким мог бы стать исход Великой отечественной, одержи тогда украинцы верх в этой полемике - учитывая, что почти вся южная территория оказалась в зоне оккупации).

В общей сложности работа велась чуть ли не десятилетие и в практическую плоскость перешла лишь в 1927 году, когда вышли специальные постановления Совета труда и обороны СССР, предусматривавшие строительство крупных металлургических заводов в Магнитогорске и Кузнецке, а также создание в Свердловске завода тяжёлого машиностроения (ныне "Уралмаш"), который тоже рассматривался как часть Урало-Кузбасского проекта и основная движущая сила индустриального развития Урала и Западной Сибири.

Таким образом, первенцем Урало-Кузбасса стала Магнитка, а освоение Бакальского месторождения, должно было пойти второй очередью. И такое решение было вскоре принято. В постановлении ЦК ВКП(б) от  15 мая 1930 года "О работе Уралмета" говорится: "Сверх трех уже строящихся заводов (Магнитогорского, Кузнецкого и Запорожского) следующими новыми заводами должны быть уральские заводы Тагильский, с приступом к строительству в 1931-32 гг. и Бакальский с приступом к строительству в 1932-33 годах, в связи с чем ВСНХ немедленно развернуть проектно-изыскательские работы по этим двум заводам...".

И вот он уже записан в плане Востокстали на 1931 год. Проведение работ планировалось закончить уже ко второму кварталу 1932 года, но что это за работы, исходя из объёма вложений 1 млн рублей? Вероятно, всего лишь какие-нибудь геологические изыскания, ну и ещё, может быть, геодезические. Львиную долю бюджета, как видите, получили объекты первой очереди - Магнитогорский и Кузнецкий комбинаты.


[2. Из книги "Урало-Кузбасс: от замысла к реализации"]

Теперь пару слов о том, каким же, собственно, образом Бакальский комбинат вдруг оказался в Челябинске.

Бакальское месторождение было открыто в 1867 году и активно разрабатывалось ещё до революции. Со станции Бакал ежегодно отправлялось около 6 млн пудов железной руды. Проблема, однако, заключалась в том, что строительство крупного производства в Бакале (это горнозаводская зона, близ Сатки) было сопряжено с серьёзными трудностями. Занимавшийся разработкой проекта ленинградский Гипромез долго не мог решить, где же выгоднее строить завод. Всего было рассмотрено 18 площадок на территории Урала и Башкирии, и в конце концов предпочтение отдали Першинской. Существенный выигрыш давала её близость к крупному промышленному и транспортному узлу (Челябинску), большая ровная площадка и особенно наличие водных ресурсов, которых для доменного производства требуется очень много. Учитывалось также наличие строительных ресурсов - камня, песка, известняка и т.д. Предполагалось, что завод будет работать на бакальских рудах и каменном угле Карагандинского месторождения.

Стройка получила название "БакалСтальСтрой" ("Б.С.С."), а начальником строительства был назначен Митрофан Архипович Жариков. Что это был за человек? Вот какая информация приведена о нём на стенде музея ЧМК.

Родился в 1892 году в Тульской губернии. Сын крестьянина, окончил 3-классную школу, получил начальное образование. С 13 лет работал в Москве и Ленинграде токарем на разных предприятиях. Первого апреля 1918 года вступил в ряды ВКП(б). Избирался в те годы председателем волостного Совета, председателем волостного исполкома, председателем Епифановского совранхоза, членом уездного партийного комитета. В марте 1919 года был отозван тульским губкомом партии и назначен заведующим губернским отделом военных заготовок при губернском совнархозе.

С этого времени М.А.Жариков всё время работал на руководящих хозяйственных должностях. В марте 1920 года был командирован для работы в Харькове, назначен уполномоченным и заведующим отделом промвоенсовета Юга и Крыма, послан в Одессу и назначен в губсовнархоз в качестве заведующего отделом металла, председателем губсовнархоза, где работал до февраля 1923 года. В феврале 1923 по распоряжению ЦК ВКП(б) был послан на Урал председателем Свердловского совнархоза, затем был назначен председателем правления Средне-Уральского гоно-металлургического треста в Нижнем Тагиле, был председателем треста "Востоксталь".

М.А.Жариков возглавлял экспедицию, направленную Ленгипромезом в мае 1931 года на Урал для окончательного решения вопроса о месте постройки Бакальского металлургического завода (ныне Челябинского металлургического комбината). Совместно с директором Гипромеза А.П.Завенягиным, М.А.Жариков отстоял из 18 предлагавшихся площадок Першинскую. В конце ноября 1931 года было создано специализированное управление во главе с М.А.Жариковым - "Бакалстрой". Жариков был назначен начальником "Бакалстроя" по совместительству, одновременно он возглавлял строительство ферросплавного завода и строящегося Челябинского электрометаллургического комбината.

В 1935 году, после консервации строительства завода, М.А.Жарикова назначили начальником "Средмедьуралстроя" в г. Ревде Свердловской области. В 1936 году он был избран членом Ревдинского городского совета депутатов трудящихся. Во время культа личности в 1937 году был арестован. Умер [точнее, погиб - на лесозаготовках, под рухнувшим деревом] в 1940 году [живущая в Екатеринбурге внучка М. Жарикова уточняет, что в свидетельстве о смерти указана дата 22.05.1940]. По решению военной коллегии Верховного суда СССР от 5 июля 1957 года (посмертно) реабилитирован.

Кстати, жителям Металлургического района хорошо известно местечко на берегу реки под названием Жарикова дача - именно здесь стояла двухэтажная бревенчатая дача Митрофана Архиповича. Позже вокруг дачи появились и другие постройки, а саму дачу позже, в сороковые, стали называть "генеральской" (угадайте, почему). Сейчас тут, конечно, никаких построек уже не осталось. Прижизненной фотографии Жариковой дачи я тоже, к сожалению, не видел, хотя "Челябинский металлург" как-то упоминал, что имеет её в своих архивах.

24 февраля 1932 года в Челябинск приходит телеграмма "Площадка Бакальского завода утверждена в Челябинске. Прошу оказать содействие в получении жилплощади, в организации аппарата, помощь людьми. Нач. Бакалстроя - Жариков". Сам Жариков приезжает в город в марте, газета "Челябинский рабочий" от 21 марта 1932 публикует беседу с ним на первой странице.

 [3]
На днях в Челябинск приехал начальник строительства Бакальского стального завода тов. Жариков. Наш сотрудник имел с ним вчера продолжительную беседу. 

- В данный момент, - сказал тов. Жариков, - вопрос о постройке Бакальского завода в Челябинске разрешен окончательно. ГУМП Наркомтяжпрома утвердил челябинский вариант. Возникшие у некоторых организаций опасения в том, что река Миасс не в состоянии удовлетворить водой потребности завода, оказались неосновательными. После тщательного изучения баланса реки Миасс водная секция Госплана пришла к заключению, что вопрос с водой для Бакальского завода складывается благоприятно. Кроме того, мы имеем официальное заключение професора Долгова. Он пишет: "Из сопоставления размера потребности воды Бакальским заводом, определяемого приблизительно 1,2 куб. м. в сек (без питьевого водоснабжединя) с диаграммой расхода воды ниже плотины Челябинской ГРЭС №1, которы ни при каких условиях не может опуститься ниже 1 куб. м. сек зимой и 6 куб. м в сек. летом, видно, что означенный завод можно считать обеспеченным водою, причем из представленных [...] затруднений на постоянный пропуск воды для определенных целей, как подача воды в летний сезон на орошение огородных площадей. Что же касается расхода воды для питьевых целей, то он весьма незначителен по сравнению с промышленным потреблением (0,1 куб. м в сек. воды удовлетворяют потребности 60 тыс. населения поселка по норме около 150 л. в день на человека и может быть покрыт любым способом. Во избежание перебеоев в снабжении завода водою необходимо устройство вблизи его площадки специального водохранилища, возможно большой емкости; это позволит лучше регулировать пропуск воды для производственных целей). Конечно, есть и ряд других определенных возможностей привести в порядок всю водную систему реки Миасс от озера Аргази. [...]

Сейчас мы начинаем [...] развертывать подготовительные работы в постройке завода. Проектные работы ведутся Ленинградским Гипромезом. [...] Но сейчас этот процесс упирается в почти полное отсутствие необходимых возможностей. Мы не имеем квартир для размещения сотрудников управления, у нас нет даже помещения для своего управления. Правда, решением облисполкома в наше ведение переданы помещения Каштакского дома отдыха, где мы предполагаем разместить управление строительством и наших технических работников. Партийные и советские организации Челябинска должны оказать нам большую помощь в практической реализации этого постановления облисполкома.

Как только мы сформируем необходимый аппарат, сейчас же приступим к развертыванию подготовительных работ к постройке завода. Во 2-м квартале нам нужно освоить уже 3 миллиона рублей. С апреля мы начнем постройку железнодорожногомоста и прокладку железнодорожных пуетй к строительной площадке. Кроме того, в текущем году нам нужно будет построить шоссейные дороги, провести водопровод, электроэнергию, продлить четкую телефонную связь и приступить к жилищному строительству. Нам запланировано 10 тыс. квадр. метров стандартных домов. Мы должны в кратчайший срок собрать дома для того, чтобы можно было разместить рабочих. Кроме того, в этом же году мы должны будем приступить к жилищному строительству и постройке ряда подсобных предприятий. Управление строительства взяло установку: нужные стройматериалы, вплоть до [...] необходимые строительные элементы и конструкции изготовить и заготавливать по возможности на месте. Это позволит нам быть более самостоятельными и не зависеть от строительных организаций.

Партия и правительство возлагает на нас чрезвычайно большую и ответственную задачу - ввести завод в эксплуатацию уже в 1934 году. Эта задача будет выполнена при условии широчайшей мобилизации рабочих масс Челябинска, Урала и всего Советского Союза [...] строительства величайшго в мире стального завода, при условии оказания немедленной помощи в руководстве стройкой со стороны партийных, советских и других организаций.

Ничего не скажешь, амбициозные планы. Впрочем, то же можно сказать не только о стальном заводе, но и о ситуации в целом. Думаю, не лишним было бы упомянуть, в каком индустриальном окружении его планировалось создавать. Пишет В. Новосёлов:

В апреле 1929 года принято решение построить в Челябинске в течение первой пятилетки ферросплавный, тракторный и цинковый заводы. Это был напряженный, но вполне реальный план на пределе возможностей Челябинского округа. Однако увеличение Москвой в ноябре 1929 года заданий пятилетки привело к тяжелейшим последствиям для развития промышленности Челябинска. В начале 1930 года появляется нереальный план сооружения еще нескольких крупных заводов: Бакальского металлургического (его строительство развернулось у села Першино неподалеку от Челябинска), крупнейшего в Европе снарядного завода (станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе), авиационного, автомобильного, медеобрабатывающего, алюминиевого, маломощных тракторов, химического, кузнечного, фарфорового, приборного, наждачного (абразивного), цементного, стекольного и других. Одновременное строительство восемнадцати промышленных предприятий в провинциальном аграрном районе с населением менее ста тысяч человек выглядело полной авантюрой. Это породило в Челябинском округе огромные социальные и экономические проблемы, привело к деформациям в развитии города, заметным и в наши дни.

А вот такая уникальная карта до сих пор хранится в ОГАЧО, за фотокопию большое спасибо Дмитрию Григорьевичу Графову. Посмотрите, сколько крупных предприятий в Челябинске уже построено, строится или планируется к постройке - ЧТЗ, ЧЭМК, Станкомаш, Цинковый и Лакокраска, и даже ЧГРЭС-2 на левом берегу Миасса.


[4. Бакальский стальной комбинат, карта]

На этой стройке работал мой дед - Николай Михайлович Клавдиенко. Вот он, четвёртый слева в верхнем ряду, вместе со всем геодезическим отделом Б.С.С. на фоне той самой (да, думаю что той самой) карты с предыдущей фотографии.


[5. Из семейного альбома; это даже не фото - светокопия или что-то вроде того]

В своей автобиографии дед пишет:

 [6]
В мае 1932 года мой бывший начальник, заведующий складом №1 "Мосгорторг" получил приглашение на строительство Бакальского Стального Комбината в г. Челябинск в качестве начальника георазработок. В приглашении указывается, чтобы он подобрал с собой штат работников. Он предложил мне ехать с ним в Челябинск, что я и сделал, уволился с завода №5 ["Моссиликат"]. По приезду на Бакалстальстрой выяснилось, что геологоразработка не производится и не будет производиться, и я вынужден был поступить комендантом, затем кладовщиком, но ни первая, ни вторая работа мне не нравились,и я перешёл на работу в геодезический отдел в качестве старшего рабочего. Имея законченное среднее образование, я быстро освоил профессию старшего рабочего и даже выполнял самостоятельно несложные геодезические работы. В августе 1933 года меня перевели в десятники геодезических работ, и на этой работе я пробыл до июля 1935 года и был уволен вследствие полной консервации строительства.

Надо сказать, что дед и дальше пошёл по геодезической линии - работал геодезистом сначала на "Средуралмедьстрое" в Ревде, а затем в Медногорске - на строительстве медно-серного завода "Ормедь", а потом в заводской геодезической службе.

 [7]

Сколько было бакалстроевцев? К сожалению, точными данными я не располагаю, но вот например, В. Рубинчик в книге "Цинк, годы, имена" упоминает, что в январе 1935 во время очередного аврала на строительстве цинкового завода "из Бакалстроя на цинковый завод направили шестьсот человек со всеми механизмами и автотранспортом". Если даже это и были все наличные ресурсы Б.С.С., то цифра всё равно получается вполне внушительной. Из других документов следует, что только барачный посёлок был рассчитан на 3 тыс. человек.

Почему же строительство было законсервировано, хотя уже был выполнен такой объем подготовительных работ? Как правило, исследователи указывают в качестве основной причины недостаток финансирования. В пользу этой версии говорит хотя бы тот факт, что одновременно с Бакальским было также заморожено строительство ещё двух меткомбинатов - Орловско-Халиловского и Нижнетагильского. Но есть также и отдельные мнения, что свою роль тут сыграл и вопрос водного баланса - миасский водоток был для такого производства как будто бы всё-таки недостаточным.

И хотя за эти три года стальной комбинат так и не построили, нельзя сказать, что это время было потрачено зря. Во-первых, к площадке были подведены дороги, электричество и телефонная связь, построен мост через Миасс, путепровод через Свердловский тракт и железнодорожная ветка от станции Шагол до мельзавода "Победа". Во-вторых, выстроен целый рабочий городок, состоявший из капитальных двухэтажных жилых домов, бараков, хозяйственных построек. Было построено здание заводоуправления, которое прослужило много лет. Построены школа и ФЗО. И самое главное - на площадке были проведены масштабные геодезические работы - в 1940 году, когда было принято решение о расконсервации строительства комбината, строители пользовались уже готовой документацией и вешками на местности.


[8. Першинская площадка, сентябрь 1940; фото из экспозиции музея ЧМК]

В дедовском альбоме сохранилось несколько фотографий того периода, которые я хочу вам показать. Вот панорама городка, сделанная в 1934 или 1935 году. Снималось, вероятнее всего, со старого дореволюционного здания на территории мельзавода "Победа" (оно сохранилось до нашего времени, только теперь надстроено). Смотреть лучше в полный размер - тут видно и заводоуправление, и капитальные дома, и бараки, и дальше ещё какие-то постройки. Дороги, деревянные опоры электросети. И ещё какие-то капитальные постройки слева.


[9. Из семейного альбома]

Можете сами сопоставить эту фотографию с местностью, у меня примерно вот что получилось.

[10]

[1] = капитальные жилые дома
[2] = отдельное двухэтажное здание (подробности ниже)
[3] = управление Б.С.С.
[4] = бараки

Начнём с заводоуправления. На следующей фотографии оно только что построено, сияет свежей краской, блестит новенькими прожекторами и оттеняется барельефом "Б.С.С." на торце. На отпечатке осветлителем выведена дата съёмки - 7 октября 1934 года. Деталями просто наслаждаюсь, смотрите в полный размер.


[11. Из семейного альбома]

Барачный посёлок Б.С.С. В общем, бараки как бараки. С какой точки это снято, даже не представляю, но это именно те, что стояли вдоль нынешней улицы Комаровского.



[12. Из семейного альбома]

Те же бараки, ещё одна фотография за 1934 год. "Отправка на субботник по прополке картофеля".



[13. Из семейного альбома]

"Мензульная съёмка", март 1935 года. На заднем плане - "стандартные" жилые дома. В полном размере, кстати, можно хорошо рассмотреть, из чего их строили.



[14. Из семейного альбома]

Подписано: "август 1935 г." Это, видимо, уже отъезд в Ревду.


[15. Из семейного альбома]

Следующий снимок. "Место расположения городка ИТР Б.С.С." 1 августа 1932. Вот как, оказывается - городок ИТР собирались строить на левом берегу!



[16. Из семейного альбома]

Оборот следующего снимка сильно пострадал, можно разобрать только "Миасс" и "ИТР". Вероятно, речь опять идёт про городк ИТР на левом берегу.


[17. Из семейного альбома]

"Площадка Б.С.С.", 5 августа 1932. Если я правильно понимаю, это то самое место, где построят ЧМК.



[18. Из семейного альбома]

И последний снимок. Плотина мельницы "Победа", 5 июля 1932.



[19. Из семейного альбома]

Е. Конышева отмечает, что городок изначально задумывался как отдельный город-спутник Челябинска - Бакал. Вообще, было бы чрезвычайно интересно посмотреть на проекты тех времён, особенно относящиеся к соцгороду. Например, вот какое любопытное описание я обнаружил в книге М. Мееровича "Кладбище соцгородов":

...Так, коттеджный поселок из 16 домов для административно-технического персонала Бакальского стального завода в Челябинске (1934, Ленгорстройпроект, арх. Д. П. Гаузнер и др.) был запроектирован отдельно от города, в сосновом бору, «по дуге, обращенной к реке, дающей живописное оформление внутри сада». В поселке предусматривались волейбольная и баскетбольная площадки, теннисный корт.

Продолжение следует.

Tags: архивное, челябинск
Subscribe

  • Альбом "Экскурсия по городу Челябинску", 1961

    Егор Алексеевич прислал замечательный альбомчик, огромнейшее спасибо. Детский парк ЧТЗ Государственный банк. Угол проспекта и улицы, которая…

  • Фотоархив радиотехникума

    Кому интересно, я выкладывю в вк фотоархив Челябинского радиотехнического техникума им. П.С.Плешакова с 1983 по 1987 годы, то есть за период, когда…

  • Фото Ефима Мондросова и др.

    Очередная увесистая порция сканов от Егора Алексеевича. Огромное спасибо :) Сегодня открыточные виды в основном. Полдюжины фотографий Ефима…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • Альбом "Экскурсия по городу Челябинску", 1961

    Егор Алексеевич прислал замечательный альбомчик, огромнейшее спасибо. Детский парк ЧТЗ Государственный банк. Угол проспекта и улицы, которая…

  • Фотоархив радиотехникума

    Кому интересно, я выкладывю в вк фотоархив Челябинского радиотехнического техникума им. П.С.Плешакова с 1983 по 1987 годы, то есть за период, когда…

  • Фото Ефима Мондросова и др.

    Очередная увесистая порция сканов от Егора Алексеевича. Огромное спасибо :) Сегодня открыточные виды в основном. Полдюжины фотографий Ефима…