ssgen (ssgen) wrote,
ssgen
ssgen

Category:

Маски Скорби

В конце восьмидесятых в прессе прокатилась целая волна разоблачительных публикаций о сталинских репрессиях, эта тема стала весьма актуальной. Соответственно, для многих встал вопрос об увековечении памяти жертв ГУЛАГа. В 1989 году созданием мемориала жертвам репрессий занялся скульптор Эрнст Неизвестный, эмигрировавший в США ещё в 1976 году. Задуман он был как триптих "Треугольник страданий" с установкой монументов в трёх "неофициальных столицах" ГУЛАГа - Магадане, Воркуте и Свердловске (родном городе скульптора). Эти три географические точки будут духовно соединены в своеобразный треугольник страдания, в традициях древних капищ. Впоследствии автор рассказывал, что идея эта возникла у него ещё в пятидесятые, когда реализовать её не было никакой возможности.


[фото: mediazavod.ru, newtimes.ru, proza.ru]

Магадан

В декабре 1987 года магаданское областное управление культуры провело переговоры по вопросу создания памятника с ленинградским скульптором Л.Лазаревым. К конкретным результатам эта затея не привела, но уже в следующем году вопрос был вынесен на всенародное обсуждение, а по результатам проведённого в 1989 году опроса 90% горожан высказались за создание мемориала жертвам репрессий. Был начат сбор добровольных пожертвований. Предложение Эрнста Неизвестного, высказанное им летом 1989 года, пришлось как нельзя кстати. В июле 1990 года Неизвестный приехал в Магадан и заключил с горисполкомом договор на создание мемориала. А уже к концу 1990 в Магадан доставили макет, который был выставлен на обозрение в областном краеведческом музее. Макет сопровождался звуковым письмом от скульптора:

Я надеюсь, что по модели уже можно будет начинать проектирование общего … Лестница ведет внутрь этого сооружения, а выход с обратной стороны к кресту. В теле маски должна быть расположена камера. Надо продумать конструкцию камеры. Или мы будем имитировать подлинный вид камеры, или образ камеры. Мне бы хотелось, чтобы человек, поднимаясь по этой лестнице и войдя внутрь камеры, поставил свечку в память сидевших, почувствовал себя заключенным. А мы все, по существу, были заключенными… Мне хотелось, чтобы это был момент соборный, то есть, когда группа людей, которая идет к этому монументу и понимается по лестнице. Но в камеру должен идти человек один, должна быть узкая дверь, чтобы вошел только один, и узкая дверь, чтобы вышел только один. Идея соборности, то есть все вместе, и литургичности – я один, чтобы каждый почувствовал себя в одиночке и подумал о людях, которые сидели. И потом опускаться вниз к кресту – как бы путь к очищению…

Предложений по месту установки было множество, однако в конечном итоге остановились на сопке Крутой, где сталинские времена находилась "транзитка" - перевалочный пункт, с которого этапы заключённых отправляли по колымским лагерям. Торжественная церемония открытия мемориала памяти "Маска скорби" состоялась 12 июня 1996 года.


[2. Фото: politforums.ru]


[3. Фото: marshruty.ru, panoramio.com]


[4. Фото: foto-planeta.com]

Деньги собирали всем миром - были выделены средства правительством России, пожертвования от Новосибирска, Москвы, Самары, Санкт-Петербурга, Тамбова, Магадана, Анкориджа (побратим Магадана); личный вклад внес также и сам Эрнст Неизвестный. Монумент сооружён из монолитного железобетона, а на площадке перед ним установлено 11 бетонных блоков с названиями колымских лагерей -  Бутыгычаг, Эльген, Серпантинка и др. Отличные круговые панорамы, дающие полное представление о магаданском монументе, можно посмотреть здесь.

Воркута

Воркутинской "маске" повезло меньше - до реализации дело так и не дошло, и в первую очередь из-за дороговизны проекта. Оно и понятно, в Воркуте в девяностые шахтёры сидели без зарплаты, какие уж там памятники. Да и в последующие годы, несмотря на богатейшую историю, в "столице мира" появилось лишь несколько памятных знаков, для монументального сооружения средств так и не нашлось.

Свердловск-Екатеринбург

Со свердловским горисполкомом и местным отделением "Мемориала" Неизвестный заключил договор в апреле 1990-го. От гонорара в 700 тыс. долларов сразу же отказался, передав эти деньги на строительство памятника. Уже через три месяца трёхметровая гипсовая модель монумента была доставлена из Нью-Йорка и помещена в городской Художественный фонд. При этом её пришлось распилить на части, чтобы можно было занести в подвал. Кроме этого, Художественным фондом была создана копия в масштабе 1:5, которая экспонировалась в Музее истории Екатеринбурга.


[5. Фото с сайта ekburg.ru]

Свердловская "маска" называется "Европа-Азия", поэтому она двуликая - одно лицо смотрит на восток, другое на запад. Планировалось выполнить её в уральском граните, 15 метров высотой, и установить в сквере у Дворца молодёжи. Деньги на строительство монумента были выделены правительством России, однако дальше дело застопорилось. В прессе об этом много разного писали, кто-то винил в затягивании сроков правительство Екатеринбурга, кто-то ссылался на то, что деньги из Москвы так и не дошли. Возможно, тут сразу несколько причин, но факт остаётся фактом - в течение пятнадцати лет не было ни выдано разрешение на землеотвод, ни изысканы средства на строительство.

Челябинск

В декабре 2005 года Эрнст Неизвестный обратился к губернатору Петру Сумину с предложением установить екатеринбургскую "маску" на территории  Челябинской области. Как оказалось, Челябинская область для него тоже не чужая - дед Неизвестного родом из Верхнеуральска. Да и в системе ГУЛАГ наша область тоже в своё время занимала не последнее место.

Так возник спор за "маски" между Челябинском и Екатеринбургом. Суть разногласий заключалась в том, что против передачи "масок" Челябинску выступал директор Екатеринбургского художественного фонда С.Титлинов. И даже нашёл нового спонсора, который готов был заняться сооружением монумента, но в обмен на передачу ему авторских прав. От этого предложения скульптор отказался и подал иск в Ленинский суд Екатеринбурга. В июле 2006 гипсовый макет "масок" был изъят судебными приставами из Художественного фонда и перевезён в Челябинск.


[6. Фото: mediazavod.ru]

Тем временем в Челябинске активно обсуждалось место будущей установки монумента. Вариантов предлагалось несколько. Первый и самый очевидный - Золотая гора. Но против него высказались представители автора, настаивая на том, чтобы "маски" были установлены в центре города. Кроме этого, предлагались набережная у геологического музея, площадь Павших, а также сквер у часового завода на Бульваре Славы. После долгих обсуждений последний вариант и был выбран.

Что касается исполнения, то теперь речь шла уже не о граните, а о бронзовой отливке, причём в том же масштабе, что и оригинальный макет - высотой 3,5 метра. В газетах писали, что на реализацию проекта требовалось 650 тыс. долларов. Изменилась и идея памятника - теперь он назывался "Маски. Европа-Азия" и был посвящён не только жертвам репрессий, но и всем погибшим в войнах - и европейцам, и азиатам.

К сожалению, история повторяется. По соглашению с П.Суминым и В.Тарасовым, реализация памятника должна была быть закончена в течение 3-4 месяцев, а на открытие памятника должен был прилететь сам Неизвестный. Но по разным причинам, главным образом финансового характера, активность по данному проекту вскоре сошла на нет.

Михаил Петров, доверенное лицо Эрнста Неизвестного в России:
— С 2006 года в администрации Челябинской области лежит договор о реализации проекта, подписанный Неизвестным. Были договоренности с предприятиями о минимизации расходов. Например, в Нижнем Тагиле готовы были отлить формы, часть работ выполнить по себестоимости, предприятие «Челябинск-Мрамор» обещало бесплатно доставить черный мрамор. Но все затормозилось. Говорят, денег нет. Но это неправда. Нашлись ведь деньги на конноспортивный комплекс.
Жизнь Эрнста не замкнулась на этой скульптуре. Он уважаем и востребован во всем мире. Сейчас ему 85 лет. В таком возрасте человеку все равно, поставим мы «Маски» или нет.
Когда мы встречались в Нью-Йорке, он сказал: «Я же не могу навязывать. Я понимаю, что в связи с кризисом ситуация изменилась, поэтому согласился с тем, что будет бронзовый монумент в масштабе модели. Мне было приятно узнать, что Южный Урал — это моя родина, что огромную работу провели в Верхнеуральске. Поэтому я передал право Челябинску».  

В настоящее время оригинальный макет работы Эрнста Неизвестного по-прежнему находится в хранилище Челябинского государственного краеведческого музея, хотя срок "договора ответственного хранения" давно истёк. Мне даже любезно разрешили на него посмотреть и сделать несколько снимков. Как видите, "маски" целы и невредимы, для их хранения есть все необходимые условия. Когда смотришь вблизи, масштаб произведения особенно впечатляет - это шесть огромных частей, каждая весом около 600 килограмм.

[7]

[8]

[9]

Выражаю огромную благодарность руководству Челябинского государственного краеведческого музея и лично Николаю Антипину за содействие в подготовке этого материала.

Источники:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Неизвестный,_Эрнст_Иосифович
http://mounb.maglan.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=128&Itemid
http://www.gff-lgi.spb.ru/kolima10.htm
http://grit2a.narod.ru/magadan/
http://www.gazeta-respublika.ru/article.php/44822
http://slanist.ru/publ/ehto_interesno/ehto_interesno/v_ekaterinburge_ne_vspomnili_o_jubilee_skulptora_ehrnsta_neizvestnogo/234-1-0-1986
http://academgorodock.livejournal.com/68125.html
http://www.psmb.ru/karta-pamjati/articlesingle/skulptura-dostavlena/
http://izvestia.ru/news/314853
http://img.nr2.ru/07/10/23/all/
http://www.gazetachel.ru/print.php?id=679
http://chelyabinsk.ru/text/newsline/199219.html
http://chelyabinsk.rfn.ru/rnews.html?id=21483
http://gazeta.aif.ru/_/online/chelyabinsk/661/03_07
http://vecherka.su/katalogizdaniy?id=11546
http://vecherka.su/katalogizdaniy?id=11514
http://www.aloepole.ru/articles/1198906979/a-1270701164
http://mediazavod.ru/articles/31951
http://mediazavod.ru/articles/26218
http://mediazavod.ru/articles/30004
http://mediazavod.ru/articles/30187

Tags: скульптура, челябинск
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments