ssgen (ssgen) wrote,
ssgen
ssgen

Одесса, часть 6. Вокзал, Привоз и Молдаванка

До 1880 года железнодорожного вокзала в Одессе не было, и пассажиров до железнодорожной линии через Пересыпь доставляли специальным поездом, похожим на паровой трамвай. Первый вокзал был построен по проекту петербургского архитектора В.А.Шретера, с тупиковой схемой расположения перронов. К сожалению, до наших дней это здание не сохранилось, было взорвано румынами при отступлении в 1944 году. Новый вокзал достроили только в 1952 году по проекту А.М.Чуприна. Это тоже красивое, безусловно очень красивое здание. Таким мы увидели его, выйдя летним утром из поезда №489 на конечной станции Одесса-главная.



Но особенно впечатляет вид со стороны привокзальной площади.





Автомобильное движение на Одесской привокзалке мне показалось столь же хаотичным, как и на нашей, но тем не менее, в середине она выглядит весьма цивильно - здесь имеются небольшой скверик и фонтан.



Старый вокзал на дореволюционной открытке.



Помимо вокзала, на привокзальной площади привлекает также внимание здание Управления Одесской железной дороги. Первоначально это было задние суда. Построено в 1895 году по проекту архитектора Н.Толвинского.





С запада к нему примыкает ещё одна постройка, которую никак нельзя пропустить - бывший Александровский полицейский участок. Построено в 1830 году по проекту архитектора Г.И.Торичелли и за всю свою историю пережило целую вереницу ремонтов и реконструкций: в 1841-1852 (арх. Ф.О.Моранди, Н.Н.Черкунов, Л.В.Камбиаджо), в 1858 (арх. М.А.Сурмиевич), в 1859 надстрона каланча (арх. К.О.Даллаква), в 1951-1953 перестроено под жилой дом работников завода "Красная гвардия" (арх. Е.Г.Вайнштейн). Ныне это магазин "Оружейный дом".



Впрочем, буквально на наших глазах, за день до отъезда тут произошёл ребрендинг.



Следующий квартал на запад занимает ТЦ "Остров" - угрюмый бастион советского образца, а далее начинается знаменитый одесский Привоз. Первые кварталы старого города, примыкающие к привокзальной площади и Привозу, пребывают в плачевном состоянии и постепенно замещаются новостройками. То, что ещё не снесено, несёт в себе наиболее яркий колорит старой Одессы. Чисто субъективно, конечно.













Становится пронзительно жаль, когда осознаёшь, что скоро всё это уйдёт, а земля будет застроена современными зданиями из монолитного железобетона и стекла.



Привоз мы впервые увидели таким.





Впервые попадая сюда, сначала не осознаёшь, что такое Привоз. Вернее, начинаешь осознавать постепенно. Привоз - это длинная череда мелких магазинчиков, торгующих разнообразным ширпортебом.



Привоз - это два наших крытых Центральных рынка с колбасными, молочными, медовыми рядами.





Привоз - это наш китайский рынок со шмотками, обувными, бельевыми и прочими ширпотребными лотками.



Привоз - это три наших Каширинских рынка, заполненных торговцами овощами и фруктами.



Привоз - это ещё не пойми какие ряды, где чем только не торгуют. Это уже самый дальний угол.



Привоз - это ряды с рыбой и морепродуктами, каких мы в жизни не видывали.



Кроме всего прочего, Привоз - это ещё и современные крытые павильоны с кондиционированным воздухом и современным торговым оборудованием. Их несколько - мясной, рыбный, фруктовый, ещё какие-то. Вот это фруктовый.



А мы зашли в рыбный.



Всё цивильно, как в супермаркете.



Прямо посреди павильона стоит бронзовая скульптура тети Сони (мадам Стороженко из повести Валентина Катаева) работы местного скульптора Игоря Ивченко.



И всё это - одесский Привоз. Вот какой огромный он на самом деле:





Но и это ещё не всё. Помимо старого Привоза, недавно был построен ещё и "Новый привоз" - современный торговый центр из бетона и стекла.







В вестибюле - фонтан. Работают кондиционеры, у входа за порядком присматривает охрана. Эскалаторы. Первый этаж - исключительно ювелирка. Второй - одежда. Третий - обувь, и ничего кроме обуви. Четвёртый - кажется, мебель. Выше мы уже не стали подниматься.



И последний штрих, чтобы уж, так сказать, добить до конца. Привоз - это ещё и дикая блошинка, раскинувшаяся на непрезентабельной улочке позади торговых павильонов, между Привозом и рынком "Шанхай".



Шляясь по Привозу, увидели живых раков. Сразу же вспомнилось незабвенное "вчера видел по три рубля, но маленькие; а сегодня большие, но по пять". Глядите, они шевелятся!



Прежде чем перейти к Молдаванке, которая примыкает к Привозу с западной стороны, хочу сказать пару слов об одесских двориках. Если вы внимательно смотрели фотографии во второй части отчёта, то не могли не заметить, что типичный одесский дом всегда имеет посердине фасада арку, ведущую во двор. Более того, если смотреть Одессу по спутниковым снимкам, то окажется, что большинство зданий построено либо буквой "П" (планкой к улице), либо вообще замкнутой коробкой, в середине которой всегда находится двор. Иными словами, типичный одесский дом без двора столь же немыслим, как и без крыши. Одесские дворы Одессе настолько колоритны, что существуют даже специальные экскурсии по ним.

При этом я бы ещё разделил понятия "двор" и "дворик". Дворы скрываются главным образом за большими трёх-четырёхэтажными домами в центральной части города. Сначала покажу дворы. Учитывая тот факт, что у нас в городе таких дворов раз-два и обчёлся (а у моего дома, например, двора вообще нет), я то и дело заглядывал в подворотни.







Дом, в котором сейчас находится музей А.С.Пушкина. Экскурсовод рассказывает, что за первой аркой был гостиный двор, за второй - конский.



Дом с контрафорсами (проседает, похоже).



А в один из дворов на Дерибасовской мы занырнули. Здесь сохранились остатки какого-то постамента (памятник?) и дворового бассейна (нет, это не фонтан).









Некоторые из дворов обзавелись металлическими воротами с кодовым замком.



Некоторые - капитально благоустроены, и теперь в них обитают магазинчики, рестораны и перукарни [парикмахерские].



Но большинство из них по-прежнему хранит колорит старого города.










А вот ещё один двор на улице Гоголя. Здесь отлично сохранился дворовый бассейн. Для чего он был предназначен? Нет, не для купания. Дело в том, что дефицит пресной воды являлся одной из самых существенных проблем города в первые десятилетия его существования. До того, как в 1872 году от Днестра был проведён первый одесский водопровод, пресную (или, как здесь называли, "сладкую") воду главным образом возили бочками с Большого Фонтана. Отсюда, кстати, пошло широко распространённое нынче выражение "не фонтан": прежде чем купить ведро воды, хозяйка пробовала её на вкус, и если вода была солоноватой, говорила: "нет, это не фонтан". Ну и, помимо прочего, первые дома в городе строились с покатой крышей, с которой по желобам собиралась дождевая и талая вода в такие вот бассейны, которые назывались "цистернами". Первая порция воды (грязная) сбрасывалась, а дальше вода проходила через фильтры (древесный уголь, галька). Сверху на цистерну ставился настил со срубом (колодцем), через которую можно было набрать воды в ведро. В договоре найма жилья для каждого жителя двора оговаривалось, сколько ведер "сладкой" воды он имеет право взять из колодца. Следил за этим чаще всего дворник, который по тем временам был во дворе царь и бог.





Итак, на дворы посмотрели, а вот за двориками отправимся в Молдаванку. Что такое одесский дворик? Это тоже, как правило, замкнутая коробка, где квартиры внутренних флигелей смотрят во двор, причём на итальянский манер - с галереей по второму этажу, идущей вдоль всех квартир. Окна выходят на галереи, поэтому во-первых, в квартире темновато, а во-вторых, мимо окон постоянно ходят соседи. Но при этом одесский дворик - это также и особая атмосфера, и универсальное жизненное пространство - игровая площадка, и столовая под открытым небом, и место посиделок. Это как большая коммунальная квартира, здесь невозможно было жить в одиночку. Старые одесситы до сих пор с искренней теплотой вспоминают те дворы, где все всегда были на виду, всем всегда до всего было дело (и как может быть иначе во дворе, где каждый сушит своё бельё?). Если нужно, помогут, утешут, подскажут, научат... Мы заходили в несколько двориков, и, судя по всему, такое положение сохранилось и по сей день.









В квартирах, окна которых выходили на фасад, уже при строительстве дома оборудовались санузлы, в то время как жители внутренних флигелей пользовались удобствами во дворе. Поэтому во дворах всегда были колонки и туалеты (заодно отпадала необходимость в общественных туалетах - прохожий мог по нужде просто зайти в любой двор). Сейчас жильцы потихоньку проводят удобства и в эти квартиры. Посмотрите этот снимок в оригинальном размере.



Названием своим Молдаванка обязана молдаванам, которые жили тут ещё при турках. Но не смотря на то, что дома здесь одни из самых старых в городе, это не просто какие-то банальные бараки. Проект каждого дома утверждался аж в Санкт-Петербурге, правда, задним числом - отправляли проект на утверждение и сразу же начинали строительство. Строили, понятное дело, из местного ракушечника.



А вот двор, в котором снимали сериал "Ликвидация". Почему был выбран именно этот двор? Говорят, Машков с режиссёром прошли в поисках нужной фактуры множество дворов на Молдаванке. И вот когда они зашли в этот двор, какая-то бабушка спросила: "Ребята, что вы ищете?". Когда они стали объяснять, что им надо, бабушка ничего не поняла, и сказала: "Ребята, идёмте сюдой, я вас борщом накормлю". Отсюда и пошло "тудой-сюдой", обыгрывыаемое на протяжении всего сериала.



Два белых окна в глубине кадра - это была квартира Гоцмана. На лестнице сидел больной Марк, справа жили Эмик с мамой, а слева - дядя Ешта. После окончания съёмок жителям двора выплатили компенсацию за доставленные неудобства. Когда спустя некоторое время киношники вернулись в этот двор что-то доснять, то увидели, что хозяева квартиры, где по сюжету жили Эмик с мамой, на полученные деньги поставили металлопластиковые окна. Так что нужную сцену доснять так и не удалось.









Покажу ещё несколько фактурных видов старой Молдаванки, и отправимся дальше, по смежным районам.















Вообще старая Молдаванка постепенно сносится, замещаясь новоделом. Процесс этот начался не сегодня и не вчера. В результате этого посреди моря жилых кварталов из ракушечника постройки 1890-х годов то и дело встречаются очень интересные постройки более позднего периода: мавританцы, готика, сталианс, позднесоветские коробки. Вот, например, интересное здание. Угадайте, что в нём находится (ответ через один снимок).







Или центральная городская библиотека. Здание построено в 1892 году именно как городская библиотека, и с тех пор своёго назначения не изменило.





Педагогический университет.



А это просто жилой дом.



А тут видите треугольник, закрашенный на торцевой стене дома? Стопудово на этом месте стояло ещё одно здание, ныне снесённое.



Кинотеатр "Родина" постройки сороковых-пятидесятых годов.



Советская коробка.



Дом аварийный, сильно пострадавший от времени, но вроде бы полностью не расселён.



Позднейший новострой.



Ещё один прекрасный мавританец. В этом здании находится обычная средняя школа №26.





Противотуберкулёзный диспансер, образец классического стиля.



Или вот ещё образец готики - бывший доходный дом Сигала, ныне просто жилой дом. Построен в 1880 по проекту архитектора П.У.Клейн. Строго говоря, это уже не Молдаванка, а ближе к центру города, но нам показывали этот дом во время экскурсии по Молдаванке, поскольку здесь также снимался один из эпизодов сериала "Ликвидация".





Арка, ведущая во двор. Угадайте, чья квартира находилась за этими резными окнами? Конечно же, дворника. Дворники в дореволюционной России не просто содержали в чистоте двор, но и выполняли множество других полезных функций - заботились о доставке топлива, запирали на ночь и утром отпирали входные ворота, следили не только за чистотой, но и за общественным порядком в доме, в большинстве случаев тесно сотрудничая с полицейскими городовыми.



Двор этого дома настолько впечатлил, что я быстренько нащёлкал сферическую панорамку. А так вообще обычный жилой двор. На балконе сохнет бельё, через открытое окно слышны чьи-то семейные разборки на повышенных тонах.



Потрясающая парадная.



Зашёл также и в подъезд полюбопытствовать.





Кроме Молдаванки, я ещё побывал в небольшом райончике, который называется Матросской слободой. Прошёлся по улице Дидрихсона. Здесь старая застройка уже почти снесена, по восточной стороне осталась небольшая вереница сильно ветхих домов из ракушечника, примерно такого же плана, что и на соседней Молдаванке.



В остальном же улица Дидрихсона застроена вполне современными и разнообразными учебными заведениями, построенными в советское время.



Одесская морская академия.



Академия строительства и архитектуры.



И в заключение - небольшой экскурс по улице Водопроводной. Называется она так потому, что вдоль этой улицы когда-то проходил первый одесский водопровод. Остроумные одесситы говорят про эту улицу, что по одной стороне улицы на ней сидят, а по другой - лежат. Это потому, что по одну сторону находится второе (новое) христианское кладбище...



А по другую - СИЗО, так называемые "Одесские кресты". Почему кресты? Смотрите спутниковый снимок.



В своё время тюремный замок строили далеко за городской чертой, но сейчас, конечно, он находится почти что в самом центре города. Построен этот комплекс в 1894 году по проекту архитектора Антония Томишко - он же, кстати, проектировал и знаменитые "Кресты" в Санкт-Петербурге.



Сейчас, правда, здесь сидят люди с короткими сроками. Но в своё время эта тюрьма многое повидала. В башенке, например, содержали смертников. Самым известным из постояльцев заведения был Лев Бронштейн, который попал сюда 20 апреля 1898 года за распространение революционной литературы. Кстати, и свой партийный псевдоним он взял у надзирателя этой тюрьмы - Фёдора Марковича Троцкого. Кроме того, здесь сидел Григорий Котовский, угодивший сюда по молодости в 1916 году. Единственный раз в истории тюрьма была взята штурмом - бандой Мишки Япончика.



И последняя достопримечательность - Чумная гора, или так называемая "Чумка". Это настоящий памятник смерти - место массового захоронения жертв чумы 1813 и 1859 годов. Сорок тысяч кубов грунта, городского мусора, костей и сокровищ, которые никто никогда не найдёт. Умерших сюда свозили приговорённые к смертной казни, людей хоронили в том, в чём они были, в том числе и вместе с драгоценностыми. Но холм этот никто никогда не разбирал; считается, что если его разворошить, может начаться новая эпидемия чумы.



Источники:
http://odessa-hotel.com.ua/useful/railway.html
http://www.live.od.ua/history/14/
http://odessa.globalinfo.ua/cultura/pamyatnmik_tete_sone.html
http://www.rutune.com/Odesskie-dvoriki.asp
http://www.vododessa.ru/
http://atv.odessa.ua/programs/4/vodoprovodnaya_ulitsa_5216.html
http://www.vetrogon.ru/28/10.php
http://atv.odessa.ua/?t=1774

Все фотографии:
http://fotki.yandex.ru/users/ssgen/album/125440/
http://fotki.yandex.ru/users/ssgen/album/125441/

Содержание:
Часть 1. Французский бульвар
Часть 2. Старый город
Часть 3. Достопримечательности
Часть 4. Аркадия, Отрада и Ланжерон
Часть 5. Порт и морвокзал
Часть 6. Вокзал, Привоз и Молдаванка
Часть 7. Новый город
Часть 8. Нерубайское, Таирово, Вилково
Часть 9. Зелень и парки
Часть 10. Инфраструктура
Часть 11. Городская среда

Tags: одесса, поездки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments