ssgen (ssgen) wrote,
ssgen
ssgen

Category:

Плановый посёлок ЧТЗ

Плановых посёлков в городе чуть ли не по числу предприятий - есть они и в Ленинском, и в Металлургическом, и в Калининском районе, но, думаю, не будет преувеличением сказать, что Тракторозаводский - самый плановый из Плановых. Первые улицы появляются здесь уже в первый год строительства ЧТЗ - в 1929-м. Хронология топонимики такова: сначала посёлок Будёновка (с 1929 года), затем посёлок Нагорный (с 1936 года), затем посёлок Плановый ЧТЗ. Названия улиц, несмотря на то, что они уже частично переименованы, звучат как гимн индустриализации: Фабрично-заводская, Индустриальная, Радиаторная, Магистральная, переулки Поршневой, Гусеничный, Моторный...



Нынешняя Плановка занимает огромную территорию, которая застраивалась в течение десятилетий, поэтому по современной карте достаточно непросто разобраться, что и в каком порядке на ней появлялось. Но если посмотреть на довоенную карту, то тут уже можно выделить три выраженные области "плановой" и "неплановой" застройки.



1. Во-первых, это ровные и прямые кварталы в границах улиц Победы (ныне Южноуральская), Магистральная (ныне Танкистов), Транзитная и Промышленная (ныне Шуменская). Вероятно, этот участок Плановки и был застроен первым.

2. Во-вторых, это кварталы, протянувшиеся на северо-восток и ограниченные улицами Радиальная (ныне Завалишина), Бульварная (ныне Комарова), Катерная и Шуменская. Это была так называемая "плановая" часть посёлка. По воспоминаниям ветеранов, она характеризовалась исключительно ровной ("даже заборы по линеечке") застройкой и длинными прямыми улицами. Селились здесь те, кто имел средства на строительство своего дома - "куркулями" их называли те, кто не мог себе этого позволить.

3. И в-третьих, это хаотичная застройка между "плановой" частью и садом Победы. До войны тут были землянки - да и после войны, рассказывают, до самого конца семидесятых здесь стояли самые ветхие домишки и селилась "самая нищета и голь перекатная" - причём до такой степени, что вечером опасно было даже пройти по этому району. Когда в 1967 году на ЧТЗ приезжал Косыгин, ему даже показывали фотографии этого безобразия и просили пробить увеличение ассигнований на социальное строительство. Только после этого дело сдвинулось с места, и к середине семидесятых развалюхи были в основном снесёны - сейчас на их месте стоят многоэтажки проспекта Комарова.

К сегодняшнему дню многоэтажками застроена и часть "старых" кварталов планового посёлка (между улицами Шуменской и Октябрьской), зато Плановка приросла ещё несколькими участками, о которых я уже писал. Во-первых, это кварталы, застроенные в 1952 году - в границах улиц Краснофлотская, Мамина, Кулибина и Танкистов. И во-вторых, это так называемый будущий 35-й микрорайон, ограниченный улицами Бажова, Завалишина, Шуменской и Комарова. Так что А. Моисеев, как мне кажется, совершенно прав, говоря о плановых посёлках (то есть нескольких) - уже по картам их видно как минимум четыре. Хотя в какие именно годы принимались все эти планы, мне неизвестно.

На этот раз покажу кварталы между Шуменской и Танкистов. Думаю, что это и есть "первоначальная" плановка, исторически самая первая. Когда-то это был рабочий посёлок тракторного завода, но сейчас он превратился в обычный "частный сектор" - говорят, тут даже где-то на Танкистов проживает настоящий цыганский барон. Асфальтированных улиц здесь нет, а дома на улицах самые разные - древние развалюхи соседствуют с кирпичными особнячками - короче говоря, совершенно типичная картина для челябинских плановых посёлков, не слишком удалённых от центра города.

Начну от угла Транзитной и Индустриальной. Улица Индустриальная, ныне окраинная. За ней начинаются панельные бараки 97 серии.





Улица Фабрично-заводская.



Старый деревянный дом застраивается пеноблоком. Это, кстати, вовсе не исключительная ситуация - в челчеле уже мелькала фотография аналогичной конструкции. Долго думал, почему так - наверное, просто хозяину некуда съехать на время строительства; коробку построит, а потом старую постройку демонтирует изнутри.





Улица Краснофлотская.





Улица Красносельская. Слева виден тот самый "автостоян", указатель на который я уже как-то показывал. Ранее на его месте, как говорят, находился пустырь.



Какой-то из переулков.



Ещё один дом, растущий поверх старого бревенчатого.





Улица Катерная. В перспективе - панельная многоэтажка на Южноуральской.





Поршневой переулок.







Улица Танкистов (ранее Магистральная).



Улица Краснофлотская.



Надгаражное.



Коля - нынешний обитатель Плановки. Мечтает о собственном велосипеде.



Дальше по Краснофлотской.





Голубятня на окраине посёлка.





Остатки частной застройки рядом со школой №155.



В одном из дворов рабочие разбирают кирпичную печь старого дома.



Почтовый переулок уже исчез с карты города, в ДубльГИСе этот дом числится по улице Катерной.



Улица Танкистов. Несмотря на штраф, мусор всё равно сваливают.





На каждом втором доме установлена такая оптика - чтобы из дома было видно, кто стучится в ворота.







Дальше - по улице Транзитной. Засыпные развалюхи соседствуют с двухэтажными коттеджами.















Круг замкнулся - снова угол Транзитной и Индустриальной.



Источники:
Моисеев А. "Это нашей истории строки", ЮУКИ, 2007
Комаров Л.С. "Летопись Челябинского тракторного", Профиздат, 1972
"Справочник улиц города Челябинска", ЮжУралБТИ, 2007

Tags: челябинск
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments