ssgen (ssgen) wrote,
ssgen
ssgen

Category:

Особняк М.П.Архипова (Коммуны, 68 / Васенко, 41)

Этот особняк на углу Скобелевской и Оренбургской возведён в 1911 году и первоначально был главным строением усадьбы с надворными постройками. Принадлежал кустанайскому хлеботорговцу Михаилу Петровичу Архипову.



Торговый дом торговый дом «М.П. Архипов и Ко» промышлял главным образом мукой и крупчаткой. Его водяная мельница, построенная в 1894 году (на территории нынешнего КХП №2), произ­водила 5 тыс. пудов крупчатки в день. Ар­хипов имел торговые заведения в Челябинске, в Кустанае, на станции Шумиха, в поселках, расположенных по линии железной дороги. Он торговал кожей, мануфактурой, дро­вами. В 1912 году годовой оборот торгового дома Архипова со­ставлял 1,5 млн. рублей, а общий капитал фирмы превышал 480 тыс. рублей. Дом Архипова оценивался в 48 тыс. рублей, являясь одной из наиболее дорогих и интересных в архитек­турном отношении построек в городе. Сам М.П.Архипов был известным меценатом, именно он приобрел иконостас, люстру и всю необходимую утварь для Александро-Невской церкви. Он был состоятельным человеком, делал значительные пожертвования на нужды образования. После 1917 г. его следы теряются.

Архитектор неизвестен. Интересно архитектурное описание особняка, в особенности оригинальных интерьеров, которые сохранились до настоящего времени.

Дом в стиле поздного модерна, построен "глаголем" (Г-образной формы), со скошенным юго-западным углом, ориентированным на перекресток. Здание двухэтажное, оштукатурено, первыйй этаж кирпичный, второйй – деревянный. Кровля металлическая, сложной формы. Над карнизом, соответственно пилястрам, располагаются фигурные парапетные столбики с завершением в виде волюты, между которыми – металлическая кованая ажурная решетка. Принцип композиционного решения уличных фасадов – центрально-осевая симметрия. Подчеркнута архитектурная декорация на уличных фасадах: угол, центральный и фланговые участки фасадов на 2-м этаже выделены вертикальным членением по всей высоте с колоннами, имеющими лепные композитные капители. Скошенный угол акцентирован балконом с металлической ажурной кованой решеткой. Первоначально под ним располагался вход на первый этаж. Над венчающим карнизом – массивные аттики, завершенные крупными белокаменными вазонами. Здание завершает карниз с широкой выносной частью и гладким фризом, первоначально нижняя часть карнизной плиты имела лепной орнамент. Стены первого этажа на уличных фасадах рустованные. Пилястры в простенках между окнами второго этажа декорированы штукатурными "кистями". Окна высокие, прямоугольные с лучковым завершением, на первом этаже обрамлены рамочными штукатурными наличниками, на втором – тонкими профилированными сандриками. Над окнами помещены изящные лепные венки, а под подоконниками – цветочные гирлянды. По первому этажу выполнены обрамления окон и дверных проемов с декоративными перемычками с оригинальными замковыми камнями. На южном фасаде – вход на второй этаж и широкий проем, который первоначально использовался в качестве проезда, ныне – широкое окно. Дворовые фасады декорированы значительно проще. Северный торец здания решен симметрично и имеет в центре балкон, наличники на окнах второго этажа повторяют обрамления окон на уличных фасадах. На остальных фасадах окна в рамочных наличниках простой формы. Планировка этажей построена по принципу коридорной системы. На второй этаж ведут две лестницы с металлическим кованым ограждением: парадная (в южном крыле) и "чёрная" (в северо-восточном углу дома), на площадках лестниц сохранилась метлахская плитка. Для перекрытия проезда использованы оригинальные конструкции "своды Монье". На втором этаже, в трёх центральных комнатах, на потолках сохранилась раскрашенная декоративная лепнина. Широкие орнаментные фризы и большие плафоны отличаются сложным, изысканным рисунком, в котором преобладают растительные орнаменты. Особой насыщенностью выделяются лепные фризы в угловой комнате. В скошенном углу над окном расположена ниша для иконы. В одной из комнат есть симметричные живописные композиции, изображающие пейзажи в различные времена года. На обоих этажах сохранились угловые печи сложной формы, облицованные рельефными изразцами белого и коричневого цветов, в угловой комнате – с барельефной композицией. В 1977 здание поставлено на государственную охрану как памятник архитектуры местного значения.

В разное время в особняке размещались губком и окружком РКП(б), детдом, домтрест, жилуправление, Уралгипроводхоз и прочие учреждения.
В 1920-е годы здесь располагается редакция газеты "Советская правда" (будущий "Челябинский рабочий").
В 1995 году был разработан эскизный проект реконструкции здания (архитекторы Б.В.Юшин, О.Г.Ярцева).
В конце девяностых передано в аренду Челябинскому филиалу института истории и археологии Уральского отделения РАН. Дом учёных РАН находится в здании с 1997 года.
В 2000 году снова заходит речь о необходимости реставрации особняка, поскольку он находится в аварийном состоянии.
Капитальный ремонт начинается только в 2002. Вот как выглядело здание до реставрации (фото А.Сергеева):



Но в конечном итоге, отреставрировали вроде бы неплохо.



















































И ещё одна в некотором роде достопримечательность - старый тополь, стоявший рядом с особняком, который срубили в 2003 году.



Источники:
"История моего города", 1999
http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=277
http://www.chrab.chel.su/archive/08-10-99/3/A10059.DOC.html
http://uralpress.ru/art3188.htm
http://www.chrab.chel.su/archive/15-05-08/3/A131738.DOC.html
http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=355
http://www.nzmagazine.ru/62/neizvestnyy_chelyabinsk
http://www.regnum.ru/news/39610.html
http://netserv1.chelcom.ru/LANG=ru/newspapers/chelrab/archive/17-07-2003/6/A178108.DOC.shtml
http://www.chelrabochy.ru/archive/01-08-03/3/A132160.DOC.html
Tags: челябинск
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments